Братья Макдональды подарили знаменитой сети ресторанов имя.
Но своей всемирной славе она обязана другому человеку Неизвестный герой – Реймонд Крок
Человека, которому Америка обязана одним из своих самых известных брендов,
звали Реймонд Крок. Он родился 10 мая 1902 года. Одна из семейных историй, коих
огромное множество, рассказывает о том, что в 1906-м отец Рея показал его
френологу, и тот, исследовав череп ребенка, обнаружил на затылке коммерческую
шишку весьма впечатляющих размеров. Видимо, эта анатомическая особенность
предопределила будущее Реймонда. В 15 лет Рей Крок, подделав документы,
записался в армию, а, демобилизовавшись, занялся коммерцией. Тогда это было
очень популярно, благо стремительно меняющиеся в стране условия позволяли, не
обладая особыми знаниями а также более или менее внушительным стартовым
капиталом, достигать кое-каких успехов.
Поначалу Реймонд торговал бумажными стаканчиками и прочими нетрадиционными
тогда еще столовыми принадлежностями. Чуть позже он занялся автоматами для
взбивания коктейлей – новшеством, потрясшим в тот момент пищевую индустрию. С
ними Крок исколесил всю Америку. Чудо техники с пятью взбивалками,
функционирующими одновременно, потрясло Реймонда Крока до такой степени, что в
конце концов он выкупил у изобретателей лицензию на дистрибуцию автоматов.
Чего только не насмотрелся Крок за 30 лет работы коммивояжером! Закусочные,
кофейни, столовые, рюмочные, бутербродные, пирожковые, сладкоежки, кафе-мороженое…
Все это калейдоскопом отложилось в памяти человека, имевшего массу собственных
гениальных идей, условий для реализации которых, правда, пока не
подворачивалось. Позже этот опыт пригодился Кроку, когда в его голове возникла
потрясающая своей новизной мысль об унификации системы фаст-фуд в масштабах
всей Америки. С нее и зародилась грандиозная торговая марка.
А началось все с несколько нетрадиционного заказа: владельцы одной
провинциальной закусочной заказали Реймонду целых 8 миксеров, дистрибуцией коих
как раз и занимался Крок в то время. Опытному коммивояжеру, чей успех и доход
зависел от собственной любознательности и расторопности, стало весьма
интересно, кому это и зачем вдруг понадобилось 40 молочных коктейлей, которые
могли произвести заказанные восемь миксеров одновременно. Реймонд отправляется
в маленький провинциальный городок Сан-Бернардино, откуда, собственно, и
поступил интересный заказ. Здесь состоялась историческая встреча братьев
Макдоналдов с человеком, увековечившим их имя и превратил его в знаменитый
бренд. Закусочная нового типа
К началу 50-х годов братья Дик и Мак Макдональд имели хороший опыт в бизнесе.
После долгих поисков они изобрели новую технологию работы ресторана, основанную
на быстром обслуживании, низких ценах и большом объеме продаж. Братья
отказались от меню из 25 блюд, использовавшегося раньше в их закусочных, в
пользу ограниченного меню всего из 9 наименований: гамбургер, чизбургер, три
вида прохладительных напитков, молоко, кофе, картофельные чипсы и пирожки, к которым
позже прибавились картофель-фри и молочные коктейли. Они ввели самообслуживание
клиентов и переделали кухню, установив оборудование из нержавеющей стали,
позволяющее достичь такой же высокой скорости производства, как на сборочных
линиях. Кроме того, они резко снизили и без того конкурентоспособную цену на
гамбургеры с 30 до 15 центов.
Когда новый ресторан братьев Макдоналдов открылся в декабре 1948 года,
потребовалось некоторое время на «раскрутку» бизнеса. Но вскоре стало очевидно,
что они ухватили дух послевоенной Америки. К середине пятидесятых годов их
небольшая фабрика по производству гамбургеров приносила ежегодный доход в $350
тысяч. Объем продаж по сравнению с их предыдущим рестораном возрос почти вдвое.
В часы пик возле крохотной стойки, где продавались гамбургеры, собиралось до
150 посетителей.
Молва об их успехе быстро распространилась, и после опубликования статьи об их
ресторане в журнале American Restaurant Magazine в 1952 году они стали получать
со всех уголков страны по 300 писем в месяц с просьбой разрешить работать по их
технологии. Первым, кому браться продали лицензию, стал Нейл Фокс, владелец
ресторана для автолюбителей в Фонексе, штате Аризона. Макдоналды решили, что он
будет опытным образцом для сети, которую они задумали создать. Здание,
облицованное красно-белой плиткой, с наклонной крышей и золотыми арками по
бокам стало моделью для первой «волны» ресторанов «Макдоналдс», появившихся в
стране, и бессменным символом их индустрии.
Ползая по своему теннисному корту, Макдоналды мелом чертили конструкцию кухни,
которая была в два раза больше кухни их первого ресторана. Изучив движение
работников в процессе приготовления пищи, они смогли наиболее эффективно
расставить оборудование. Периодически дождь смывал мел, и братьям приходилось все
переделывать заново, усовершенствуя конструкцию. О таком успехе их бизнеса в
Сан-Бернардино они не могли и мечтать, но потенциал концепции франчайзинга,
пионерами которого они являлись, использовался далеко не полностью.
Именно в этот момент на пути братьев Макдоналдов появился 51-летний коммивояжер
по фамилии Крок. Он сразу понял, что единственное, чего не хватало Макдоналдам
для полного успеха, так это размаха. Он просто не смог устоять от желания
умножить, удесятерить, возвести в тысячную степень столь оригинальное
начинание, превратить его в индустрию. К тому же, дела в компании, где столько
лет Крок работал коммивояжером, шли неважно. Да и профессионализм Реймонда
Крока требовал чего-то большего, чем распространения технических новинок. Свое
доброе, но никому еще неизвестное имя братья уступили Кроку всего за $950 и
небольшие проценты от продаж. Однако уступили не навсегда а «во временное
пользование», и, как показало время, не прогадали.Трудные времена
И вот 15 апреля 1955 года в городе Дез Плэнз, штат Иллинойс, Рей Крок открывает
свою первую “Золотую арку”. Именно с нее и начинается новая история
“Макдоналдса” Реймонда Крока. Он вырабатывает новую идеологию работы с
клиентами, которая звучит приблизительно так: “Качество, сервис, чистота и
цены!» Это стало своего рода заклинанием, что повторял не только сам Рей, но и
тысячи его подчиненных, которых сам Крок знал лично в лицо и которым платил по
$100 в месяц.
Уже к 1960 году в сеть “Макдоналдс” входило более 200 закусочных. Первым и
непременным условием договора, подписываемого рестораторами, было
унифицированное меню: в Иллинойсе, Мичигане и Калифорнии клиенты должны были
быть уверены, что им подадут гамбургеры одного и того же размера, с одинаковым
количеством мяса, лука, кетчупа и горчицы. Сам Реймонд Крок до конца жизни
самостоятельно объезжал самые удаленные уголки империи “Макдоналдс”, лично
удостоверяясь в том, все ли параметры единого для всех закусочных меню
соблюдаются в точности. Биг-мак должен быть знаком всем и каждому - в этом
виделся коммивояжеру со стажем залог успеха его грандиозного предприятия.
Но до истинного триумфа и торжества своей полной победы Реймонду Кроку с его
«Макдоналдсом» было еще очень далеко. Сеть “Макдоналдсов” увеличивалась и расширялась,
все новые и новые закусочные появлялись в мегаполисах и городках поменьше,
однако доходы с продаж никак не хотели расти. Их не хватало даже для оплаты
труда менеджеров. Для того, чтобы сохранить последних, Реймонд вынужден был
уступить им 30 процентов акций своей компании, а 22 процентами он гарантировал
страховщикам возврат полуторамиллионного займа, необходимого для выкупа
торгового знака у братьев Макдоналдсов. Именно этой суммы ему недоставало до
заветных $2,7 миллионов, которые потребовали прозревшие Мак и Дик за свое имя.
Братья, чьей фамилией теперь называлось огромное количество закусочных по всей
Америке, все еще никак не могли понять, что сила их предприятия и залог успеха
- в соблюдении принятых Кроком, унифицированных норм. Они все время нарушали их
в своих закусочных.
К началу 60-х Крок мечтал лишь об одном – возглавить компанию и начать строить
ее по своему усмотрению. Ведь ему нужно было имя, которое стало уже довольно
известным и пользовалось популярностью – никто не стал бы тогда покупать
гамбургеры «Крок». Реймонд был одержим этой идеей. Он поставил на карту всё:
все свои сбережения, вложил всю свои энергию, наконец, коренным образом изменил
свою личную жизнь, переменив ее.
Мироощущение Реймонда полностью изменилось, он жил своим детищем, им и только
им. В 1961-м Крок расторг свой брак, длившийся 39 лет. С тех пор его Богом,
делом и семьей стал “Макдоналдс”. Не случайно своего любимца Фреда Тернера,
пришедшего в компанию в 1955 официантом и в 1968-м дослужившегося до высшего
поста, он называл сыном. И затея Реймонда не провалилась.
В самый трудный момент начинание спасла инициатива сотрудника компании Гарри
Соннеборна, предложившего в качестве основы развивающегося бизнеса земельную
ренту. Купить участок и сдать его в аренду единым пакетом вместе с лицензией –
это было гениальным и самым простым решением в сложные для Крока годы. Суть
идеи, содержащей как бы “два в одном”, заключалась в ценах, по которым Крок
отдавал в аренду недвижимость: демпинговые на старте, они росли лишь с увеличением
бизнеса, что и было нужно владельцу. Франчайз-риэлторская корпорация Крока как
подразделение “Макдоналдса”, занимающееся реализацией этой идеи, возникла в
1956-м, но только к началу 70-х годов сделалась по-настоящему доходной. К этому
моменту доходы корпорации «Макдоналсд» составляла приблизительно $12 миллиардов
– сумма, внушающая уважение как к самой компании, так и к ее владельцу. В
успешности проекта теперь не сомневался уже никто. Триумфальное шествие
В 1975 году журнал «Форбс» писал: «Состояние Реймонда Крока достигло $340
миллионов, но он не успокаивается». И действительно, неугомонность – именно то
качество выдающегося бизнесмена, благодаря которому его мечта осуществилась.
В 1961 году Крок основал лабораторию, исследующую параметры приготовления
жареной картошки и хлеба с котлетой – популярного гамбургера. Под звучным
именем “Университет гамбургера” лаборатория благополучно работает по сей день,
выковывая кадры для тысяч “Макдоналдсов” планеты. Именно здесь проходят
обучение все топ-менеджеры корпорации.
В конце 60-х годов Крок начал массированную рекламную компанию, приобретшую за
непродолжительное время сначала национальные, а вскоре и международные
масштабы. Именно в это время появился знаменитый клоун Рональд Макдоналд –
своего рода лицо «Макдоналдса» – едва ли не более узнаваемый и любимый
американскими малышами, чем Санта-Клаус или Микки Маус, тематические парки и
детские дома “Макдоналдс”.
С начала 70-х годов унифицированные закусочные “Макдоналдс” начали
распространяться по всему миру, и распространение это можно назвать очень
успешным. Популярность вновь открывшихся ресторанов «Макдоналдс» росла прямо на
глазах, людей, не знающих о популярной торговой марке. И самое интересное то,
что рынок вмещал в себя все новые и новые рестораны, давал им возможность
функционировать и приносить доход. Реймонд Крок чувствовал эту ненасыщенность
рынка и продавал лицензии по дешевке направо и налево, максимально расширяя
сеть своих ресторанов.
И даже несмотря на то, что в 1968 году Крок уступил руководство компании своему
“сыну” Фрэду Тернеру, он участвовал в делах компании до самой кончины.
Рей Крок умер в январе 1984 года, не дожив 10 месяцев до своего
500-миллиардного биг-мака. В том году товарооборот его компании превысил 10
миллиардов долларов, было продано 50 миллиардов гамбургеров, в 36 странах
работало 8300 ресторанов. Талантливейший человек и бизнесмен, он все-таки
добился воплощения своей мечты в жизнь. «Макдоналдс» знают на всех континентах,
и вряд ли ему в ближайшем будущем грозит банкротство. Эту корпорацию, без
сомнения, можно считать одним из самых удачных примеров развития бизнеса.Кстати «Макдоналдс» в России В 23 городах страны работают 73 ресторана. Ежедневно российские «Макдоналдсы» посещают 200 тысяч. За 11 лет работы «Макдоналдса» в России обслужено более 300 миллионов
посетителей и продано более 66 миллионов сандвичей «Биг-Мак». Каждый час российские заводы Макдональдса производят 505 килограммов.
мясных котлет, 900 литров
молока, 15 500 булочек, 13 000 пирожков.