Умственный интеллектуальный труд Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.
Умственный труд заключается
в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как
следствие этого - мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых
ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны,
суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.
Данный вид труда
характеризуется значительным снижением двигательной активности
(гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии;
длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции
внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является
напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.
Формы
умственного труда подразделяются на операторский, управленческий,
творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей,
учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса,
равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
Формы умственного труда «УМСТВЕННЫЙ ТРУД» КАК КАТЕГОРИЯ… Каждый
сотрудник в современной организации является работником «умственного
труда», если в силу занимаемой им должности или имеющихся знаний он
отвечает за деятельность, которая непосредственно влияет на способность
данной организации функционировать и добиваться результатов. Например,
это может быть способность производственного предприятия выпускать
новую продукцию или увеличивать свою долю на данном рынке или
способность больницы предоставлять лучший уход за пациентами и т. д. Такой
человек обязан принимать решения; его деятельность не может сводиться к
исполнению приказов. Он должен нести ответственность за свою
деятельность. Предполагается, что в силу своих знаний он более чем
кто-либо другой способен принимать правильные решения. Его предложения
могут отвергаться, он может быть понижен в должности или уволен. Но
если он находится при исполнении своих обязанностей, он отвечает за
реализацию поставленных целей, качество исполнения заданий и вообще за
достижения своей организации. Деятельность, в которой основной
движущей силой являются знания, не поддается количественному измерению.
Эту деятельность нельзя измерять по произведенным затратам.
Интеллектуальная деятельность определяется по ее результатам. В этом
отношении число занятых и объем управленческой работы не имеют
сколько-нибудь значительного влияния. Можно предположить, что чем
больше людей занято исследованием рынка, тем скорее результаты их
работы обретут такие элементы, как глубина проникновения в изучаемые
проблемы, творческий подход к работе, что в конечном счете приведет к
развитию предприятия и его процветанию. Если дело только в этом, то и
двухсот человек может оказаться недостаточным. Но нельзя исключить
того, что руководитель большой группы исследователей будет буквально
завален проблемами, связанными с деятельностью двухсот или более
человек. Этот руководитель может быть так поглощен решением этих
проблем, что у него не останется времени для анализа рынка и принятия
радикальных решений. Он может быть так занят проверкой цифр, что ему не
придет в голову спросить: «Что мы на самом деле имеем в виду под «нашим
рынком»?» В результате всего этого он может не заметить значительных
изменений, произошедших на рынке, которые с течением времени могут
самым негативным образом повлиять на судьбу компании.[4, с.89-91] Индивидуальный
исследователь рынка также может быть продуктивным и нет. Так, он может
служить источником знаний и генератором идей, которые будут
способствовать успеху компании. Или он может размениваться на решение
второстепенных вопросов, которые многие записные теоретики принимают за
исследовательскую работу, и поэтому будет не в состоянии следить за
происходящими вокруг событиями, а тем более их продумывать. Во
многих современных учреждениях можно встретить людей, которые никем не
руководят и все же входят в руководящий состав. Достаточно редко
возникают ситуации, подобные описанному выше случаю во вьетнамских
джунглях, когда в любой момент любой член группы сталкивается с
необходимостью принимать решения, имеющие жизненно важное значение для
всех и каждого. Однако химик, занимающийся лабораторными
исследованиями, может пойти по такому пути анализа, который выльется по
существу в предпринимательское решение, определяющее судьбу его
компании. Он может быть руководителем исследований или работником, не
имеющим никаких управленческих обязанностей, что чаще всего и бывает на
практике. Следовательно, решения относительно того, что следует считать
перспективным продуктом для компании, могут выноситься лицами, как
занимающими в этой компании ответственные посты, так и подчиненными. Я
называю работниками интеллектуального труда тех руководителей и
отдельных специалистов, которые в силу своего положения или имеющихся
знаний должны в ходе своей деятельности принимать решения, оказывающие
значительное воздействие на результат работы всей организации. Однако
среди работников умственного труда таких немного. Как во всех других,
областях, в интеллектуальной деятельности могут иметь место и рутина, и
неквалифицированный труд. Тем не менее такие работники составляют
весьма значительную долю занятых умственным трудом. [3, с.89] Вряд
ли для кого-нибудь теперь является секретом тот факт, что специалисты,
способные принимать теоретические решения, так же важны для процветания
организации, как и знающие свое дело управляющие . Однако далеко не все
сознают, сколько людей, работающих в самой обычной современной
организации, будь то промышленное предприятие, правительственное
учреждение, лаборатория или больница, облечены ответственностью
выносить решения, имеющие важное значение и необратимый характер. Ведь
авторитет знаний так же законен, как и авторитет занимаемого положения.
Более того, эти решения являются разновидностью решений высшего
руководства. Теперь известно, что даже самый мелкий администратор
способен выполнять функции президента компании или руководителя
правительственного учреждения, иными словами, может планировать,
организовывать, обобщать, мотивировать и оценивать. Его горизонты могут
быть весьма ограниченными, но в пределах своей сферы он выступает как
настоящий работник «умственного труда». ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД - труд,
при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является
мозг, преобладают затраты умственной энергии, продуктом интеллектуального труда
-является изложенная на бумаге мысль (идея), для передачи другим или
воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, ноу-хау и т. д.).
В
физическом труде в отличие от интеллектуального работающим органом
являются мышцы, преобладает затрата физической (мышечной) энергии,
продуктом труда является материальный объект - вещь, энергия и т. д.
Вместе с тем во всяком физическом труде присутствует умственная
деятельность(человек выполняет физическую работу осмысленно), а
интеллектуальный труд предполагает затрату физической энергии -
умственно работающий человек устает и физически, многие виды
интеллектуального труда требуют большой физической нагрузки (труд
скульптора, художника, гравера и т. д.). Главный критерий разделения
-рабочий орган, производящий продукт, - мозг или мышцы.
Интеллектуальный труд в значительной степени носит творческий характер.
Главной
тенденцией развития общественного труда на современном этапе является
его интеллектуализация, проявляющаяся в повышении удельного веса
занятых умственных трудом, повышение значения интеллектуального труда в
обществе. Во всех сферах современного производства интеллектуальный
труд играет решающую роль. Выполнение функций интеллектуального труда
требует от работника соответствующих способностей, определенного уровня
интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных
знаний. В соответствии с этим возрастает значение общего и специального
образования в формировании соответствующих специалистов
интеллектуального труда. В рыночном хозяйстве продукты
интеллектуального труда становятся товарами, в силу этого возникает
необходимость защиты прав их собственников от посягательств третьих лиц.
С
XV в. в европейских странах стал формироваться институт
интеллектуальной собственности, законодательно регулирующий отношения
по созданию, обмену и использованию данных продуктов. Регулирование
обеспечивается определенными нормами гражданского законодательства:
нормами авторского права, нормами патентного права, нормами
гражданского уголовного законодательства и законодательства о
пресечении недобросовестной конкуренции. Как товары продукты
интеллектуального труда обладают потребительной стоимостью и
стоимостью, они являются объектами купли-продажи, могут быть вкладами в
уставный фонд вновь создаваемых предприятий, проходят как
нематериальные активы по бухгалтерскому учету.
Законодательное
регулирование вопросов оценки и учета результатов интеллектуального
труда на уровне предприятия имеет существенную специфику по странам. В
Италии, Швеции, Японии, например, расходы на исследования и разработки
учитывают в качестве нематериальных активов; в Великобритании, Франции,
Канаде - расходы только на опытно-конструкторские работы. В России
балансовую стоимость определяют по фактическим затратам создателя
(приобретателя). Подробнее см. «Интеллектуальный продукт».
|