1. Понятие стратегии...................................................................................................................................
А.Чандлер,автор одной из пионерских работ в области
стратегического планирования, считает, что стратегия - “это определение
основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и
распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей”[3,5].
Определение стратегии Чандлера дополняется требованиемэкономичности для принимаемых курсов действий
“Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и
ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска”. В конечном итоге
формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие
направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности
в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным
направлениям?
А.Ансофф выделяет несколько
отличительных особенностей стратегии:[4,68-69]:
1. Процесс
выработки стратегии не завершаетсякаким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением
общих направлений, продвижение по которымобеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная
стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов,
методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых,
сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых,
отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость
в данной стратегии отпадает,как только
реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4. В ходе
формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются
при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться
сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
5. При
появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение
обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь,
позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Процесс
реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:
а) процесс
стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой
стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными
проектами;
б) процесс
стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени,
переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.
Стратегическое планирование есть
систематизированнный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении.
В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и
выбора альтернатив.
Стратегии предприятий должныбыть построены по иерархическому принципу.
При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости
от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну
стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.
Концептуальная модельстратегического плана позволяет определить
следующие этапы составления стратегического плана предприятия:
(1) Анализ окружающей среды:
а) внешняя среда,
б) внутренние возможности.
(2) Определениеполитики предприятия (целеполагание).
(3) Формулирование стратегиии и выбор альтернатив: