Сколиоз-этобоковоеискривлениепозвоночникаво фронтальнойплоскости.Реберныйгорб,которыйприэтом наблюдается,образует
деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.
Сколиозвстречаетсягораздо чаще, чем об этом думают. По данным
Петербургского детского ортопедического института им.Г.И.Турнера,у 40% обследованных школьников старших классов выявлено нарушение
статики, требующее лечения.Названиесколиозполучаетпоуровнюизгиба:шейный, груднойилипоясничныйисоответственно выпуклой стороны
искривления.Такимобразомможновстретитьнапример правосторонний грудной сколиоз.
Сколиоз может быть простым, или частичным, с одной
боковой дугойискривления,исложным
- при наличии нескольких дуг искривлениявразныестороныи, наконец, тотальным, если искривлениезахватываетвесьпозвоночник.Онможет быть фиксированным
и нефиксированным,
исчезающим в горизонтальном положении, например при укорочении одной
конечности.Одновременно со сколиозом
обычно наблюдается и торсия его, т.е.поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываютсяобращеннымиввыпуклуюсторону,аосистые отросткив вогнутую. Торсия способствует деформации
грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и
смещаются.
Начальныеявлениясколиозамогутбыть обнаружены уже в
раннемдетстве,новшкольномвозрасте (10 - 15 лет) он проявляется
наиболее выражено.
Этиологическиразличаютсколиозыврожденные(по В.Д.Чаклину они
встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные деформации позвонков:
·недоразвитие;
·клиновидная их форма;
·добавочные позвонки и.т.д.
К приобретенным сколиозам относятся:
1.ревматические,возникающиеобычновнезапнои обуславливающиесямышечной контрактурой на здоровой стороне при
наличии явлений миозита или спондилоартрита;
2. рахитические, которые очень рано
проявляются различными деформациямиопорно-двигательного аппарата. Мягкость костей ислабостьмышц, ношение ребенка на руках (преимущественно налевой),длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует
проявлению и прогрессированию сколиоза;
3.паралитические,чащевозникающиепоследетского паралича, при одностороннеммышечномпоражении,номогут наблюдаться и при других нервных
заболеваниях;
4. привычные,на почве привычной плохой осанки (часто их
называют “школьными”,так как в этом
возрасте они получают наибольшеевыражение). Непосредственнойпричиной их могут бытьнеправильноустроенные парты, рассаживание
школьников безучетаихростаиномеровпарт, ношение портфелей с первыхклассов,держание ребенка во
время прогулки за одну руку и.т.д.
Этимперечнем конечно охватываются не все виды
сколиозов, а лишьосносные.
Принятосчитать,чтопричинойтравмы поясницы являются тренировочныеперегрузки.Междутем, боли в нижнем отделе
позвоночникакудачащевызваныобычнойповседневной деятельностьючеловека.Вэтомикроетсяобъяснение, казалосьбы,странногопротиворечия,когданабольв пояснице жалуются люди никогда не знавшие
спорта.Самоевредное-это сидеть. Удивительно, но
при сидении позвоночникнагруженсильнее, чем когда мы стоим! Впрочем,
повышеннаянагрузка- это еще пол дела. По многу часов нам
приходитьсясидетьвсамойвреднойпозе-
наклонившись вперед.Втакомположениикраяпозвонковсближаютсяи защемляютмежпозвоночный диск из хрящевой ткани. Вообще
эта ткань отличается замечательной эластичностью, позволяющей ей успешносопротивлятьсякомпрессии.Однако надо учитывать, чтоприсидениисиладавлениянавнешнийкрайдиска возрастаетв11 раз! Да к тому же продолжается не
только в течение рабочего и учебного дня, но часто и дома.
Кстати, как же тогда объяснить тот простой
факт, что устав от длительного стояния мы стремимся сесть?Причинавтом,чтобольвпоясницене всегда бывает следствиемперегрузкимежпозвоночныхдисков.Частоболь провоцируетмышцынизаспины,которыепристоянии оказываютсявсостояниистатическогонапряжения.Стоит сесть,какмышцырасслабляются,иболь утихает. Кстати, напряжениедисков редко бывает причиной боли. Болит
травма, котораявозникладавноитеперьдаетсебя знать. Когда человексадится,травмированнаяобласть меняет положение.Отсюда иллюзия облегчения.
Интересноразобраться,почемувсе-такисидение сильнее нагружаетпозвоночник,чем стоячее
положение. Объяснение в том,чтовертикальнотело поддерживает как скилет вцелом, такибольшоймассивмускулатуры.Витогенагрузка “распыляется”повсемутелу,ипозвоночникуделается “легче”.
Когдачеловексадится, то
поддерживающий мышечный корсет туловищарасслабляется,ивсятяжестьтелаложитсяна позвоночныйстолб.Отсюдаитравмы,возникающиепри длительном сидении.
Надоподчеркнуть, что в позвоночных дисках скрыт огромный потенциалсамокоррекции. Даже если вы травмировали
диск, он восстановится,есливысумеете исключить травмирующее его воздействие.
Давления на межпозвоночные диски (в процентах от
положения стоя) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Лежа
на спине .......................25%
Лежа
на боку ........................75%
Стоя
................................ 100%
Стоя,
с наклоном вперед ............. 150%
Стоя,
с наклоном вперед, в руках вес. 220%
Сидя
................................ 140%
Сидя с
наклоном вперед .............. 185%
Сидя с
наклоном вперед, в руках вес . 275%
Лечениезависитотвозрастабольного,типа сколиоза и степени деформации позвоночника.
ДетскийсколиозприIиIIстепеняхискривления позвоночникалечат
консервативно. Важным условием успешного леченияявляетсяполноценное и богатое витаминами питание, регулярноепребываниенасвежемвоздухе, подвижные игры.Постельдолжна быть жесткой, для чего на кровать укладывают деревянныйщит.Стулистолнарабочемместедолжны соответствовать росту. Нужно следить, чтобы ребенок сидел за
столомпрямо,аногиегопри этом достигали пола. Важна такжеправильнаяустановкасвета,а при нарушении зрения обязательнаего коррекция. Систематически проводят лечебную гимнастику и часто
назначают ношение корсетов.
Консервативноелечениепроводяттакжевспециальных школах-интернатахдлядетейсосколиозом,вкоторых одновременнособучениемпообычнойпрограммесоздан необходимый
круглосуточный лечебный режим. Однимиз
ведущих средств консервативного лечения сколиоза являетсялечебнаяфизкультура.Физическиеупражнения оказываютстабилизирующеевлияние на позвоночник, укрепляя мышцытуловища,позволяютдобитьсякорригирующего воздействия на деформацию,
улучшить осанку, функцию внешнего дыхания,даютобщеукрепляющий эффект. ЛФК
показана на всех этапахразвитиясколиоза, но более успешные результаты она
дает при начальных формах сколиоза.
Противопоказаныфизическиеупражнения,увеличивающие гибкостьпозвоночникаиприводящиеего к перерастяжению.Комплекс
средств ЛФК,применяемых при
консервативном лечении сколиоза включает:
·лечебную гимнастику;
·упражнения в воде;
·массаж;
·коррекцию положением;
·элементы спорта.
ЛФКсочетаетсяс режимом сниженной
статической нагрузки на позвоночник.ЛФКпроводятвформегрупповыхзанятий, индивидуальныхпроцедур(преимущественнопоказаны больным
при неблагоприятном течении болезни), а также индивидуальных заданий,
выполняемых больными самостоятельно.МетодикаЛФКопределяетсятакжестепенью сколиоза: при
сколиозеI,III,IVстепениона направлена на повышение устойчивостипозвоночника(стабилизациюпатологического процесса),а в то время как при сколиозе II степени -
также на коррекцию деформации.
Коррекциясколиозапривыполнении физических упражнений достигается
изменением положения плечевого, тазового пояса и туловищабольного.Упражнениядолжныбытьнаправлены на коррекциюискривленияпозвоночникавофронтальной плоскости.Сбольшойосторожностьюсцельюкоррекции применяютупражнения,вытягивающие
позвоночник, например у гимнастической стенки.