Пятница, 22.11.2024, 03:30
Главная
Мой профиль
Выход
ZVER.UCOZ.RU
| RSS
Меню сайта
Категории каталога
Анимации [50]
Картинки [52]
Видео [2]
Java-игры [62]
Java-приложения [4]
Flash [0]
EMS [103]
Рефераты [158]
Сочинения [7]
sdt [54]
SMS-реалтоны [15]
MP3-приколы [21]
Интересные программы [7]
Педагогика [3]
разное [20]
Мини-чат
500
Главная » Файлы » Рефераты

Искусство арабских народов
[ Скачать с сервера (25.0 Kb) ] 13.03.2009, 19:29

1.       ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па­лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че­ловечества. Большая заслуга народов Арабского Восто­ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе­ниям многие ценные достижения античности.

В исторической науке верное представление об араб­ской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в VII—IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая «арабская» культура. Такое понимание арабской куль­туры, некритически следующее средневековой мусуль­манской традиции, ведет к отрицанию самостоятель­ности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опи­раясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в раз­витие средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.

Культура народов, населявших Аравийский полу­остров, известна с глубокой древности. Античные геогра­фы называли южную, земледельческую Аравию «счастливой». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позд­нее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в се­веро-западной части полуострова (так называемой «каменистой Аравии») возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным эко­номическим положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Пе­редней Азией и Индией.

Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встре­чаются изображения людей, животных и орна­менты.

Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения средневекового арабского государ­ства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского го­сударства — пророка Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства — халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.

В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия — араб­ский наместник в Сирии — захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включав­шая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке.

Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуа­тировала крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом вылива­лась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже в IX—Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные государства.

Вместе с тем пробужденные освободительной и клас­совой борьбой творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало.

В арабский халифат вошли страны, стоявшие на раз­ном уровне общественного развития, обладавшие раз­личными культурными и художественными традиция­ми. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не рас­пространение религии — ислама — лежат в основе един­ства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских стран.

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история лите­ратуры народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знамени­той поэме «Лейла и Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэ­тов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии.

Важны, однако, не только взаимодействие и извест­ная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX—XIII веках арабские, а также иранские, азер­байджанские и среднеазиатские города были крупней­шими центрами учености, славились своими библиоте­ками, школами, университетами и другими просвети­тельными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: «Величайшее украшение че­ловека — знание» или «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика». Не удиви­тельно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось стал­киваться не только на военном поприще, но и в мир­ной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.

Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовав­ших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого бога. Му­сульманское представление о мире как о созданном бо­гом едином целом имело важное значение для форми­рования характерной в средневековую эпоху эстети­ческой идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Од­нако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочета­лись идеалистические и материалистические тенден­ции, схоластика и стремление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и фи­лософов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-фи­лософское знание существует независимо от религиоз­ной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители сред­невекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессив­ные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.

Когда речь идет о влиянии ислама на изобразитель­ное искусство, обычно указывают на запрещение изоб­ражать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение исла­ма содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов) названы «наваждением сатаны». Религиозная традиция решительно отвергала возможность изобра­жения божества. В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украша­лись только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было запрещения изображать живые суще­ства, сформулированного в качестве религиозного за­кона. Только позднее, вероятно в IX—Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. «Несчастье тому,— читаем мы в комментариях к Корану,— кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени»; «Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы».

История показала, что эти ограничения, наложив­шие отпечаток на развитие отдельных видов искус­ства, имели значение не во всех мусульманских стра­нах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции.

Однако объяснение основных особенностей средне­векового искусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание художественного творчества наро­дов Арабского Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими зада­чами, которые выдвинул поступательный ход раз­вития общества,  вступившего в эпоху феодализ­ма.

Специфика средневекового искусства стран Арабско­го, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действи­тельности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоз­зрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.

Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует об­ращение к духовному миру человека, создание нрав­ственных идеалов, имевших общечеловеческое значе­ние.

Большой образной силой проникнуто и изобразитель­ное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства.

Условность «языка» средневекового изобразительно­го искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство деко­ративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре со­ставляют неотъемлемое и ценное качество замечатель­ных произведений художников той эпохи.

В искусстве Арабского Востока декоративность при­обретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатей­шее искусство узора, обладающего сложным орнамен­тальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового миро­воззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой пластич­ностью орнаментальных форм, неповторимой гармо­нией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание.

Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в руко­писях и часто встречаются в узорах на предметах при­кладного искусства; известны также памятники мо­нументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя мно­гими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно, услов­но. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоя­тельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

Орнамент — «музыка для глаз» — играет  очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенси­рует изобразительную ограниченность некоторых ви­дов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орна­ментальной композиции, позволившей художнику за­полнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в ара­беске преобладали растительные мотивы. Позднее по­лучил распространение гирих — линейно-геометриче­ский орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изу­мительной виртуозности, создав бесчисленное множе­ство композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художествен­ной фантазии.

К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфи­ческого орнамента — текста надписей, органично вклю­ченных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.

Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитек­туры были связаны с природно-климатическими усло­виями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны прие­мы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрель­чатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выра­зительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период).


4.       ЛИТЕРАТУРА 

1.       “Искусство арабских народов” Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский;

2.      “Красная книга культуры” под ред. В.Рабиновича.


Категория: Рефераты | Добавил: zver
Просмотров: 3223 | Загрузок: 1701 | Рейтинг: 10.0/51 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Рейтинг Сайтов YandeG
Отличный и бесплатный сайт! Заходите не пожалеете
MEGA-ToP-ТОП раскрутка раскрутка сайтов. Jimm, оформление - QIPmobile Ремонт ноутбуков в Киеве! Весь интернет в одном каталоге! Весь интернет в одном каталоге! Google-Add.com - Открытый Каталог Сайтов Топ 100 русскоязычных сайтов
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCoz |