Народам
Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не
случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в
течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская
средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и
Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там
Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в
свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества.
Большая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они
сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие
ценные достижения античности.
В
исторической науке верное представление об арабской культуре было выработано
не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых
распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в
VII—IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая
«арабская» культура. Такое понимание арабской культуры, некритически следующее
средневековой мусульманской традиции, ведет к отрицанию самостоятельности
развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других
народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением,
входивших в халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные
культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в развитие
средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока
в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры
взаимодействие, порождавшее черты общности.
Культура
народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности.
Античные географы называли южную, земледельческую Аравию «счастливой». Здесь с
середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства:
Минейское, а позднее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в северо-западной
части полуострова (так называемой «каменистой Аравии») возникло государство
набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным экономическим
положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с
Египтом, Передней Азией и Индией.
Архитектура
и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не
достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ
Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и
цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных
стелах, покрытых письменами, встречаются изображения людей, животных и орнаменты.
Основную
массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся
скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс
классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка,
связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения
средневекового арабского государства. Политическое объединение арабов в начале
VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама.
Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского государства
— пророка Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства —
халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.
В
VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661
году Муавия — арабский наместник в Сирии — захватил власть и положил начало
династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII
века к халифату была присоединена гигантская территория, включавшая
Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю
Азию до границ Индии — на востоке.
Арабский
халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его
областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные
отношения. Арабская знать жестоко эксплуатировала крестьян и ремесленников
завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли
скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным
гнетом выливалась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от
иноземного ига. Уже в IX—Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали
распад халифата на отдельные государства.
Вместе
с тем пробужденные освободительной и классовой борьбой творческие силы
народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой
культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда
халифата как единого целого фактически уже не существовало.
В
арабский халифат вошли страны, стоявшие на разном уровне общественного
развития, обладавшие различными культурными и художественными традициями.
Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило
черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие
социально-экономические причины, а не распространение религии — ислама — лежат
в основе единства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских
стран.
Важную
роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой
средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не
только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как латынью в Западной
Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях
многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила
история литературы народов Востока. Художественное творчество многих народов
воплотилось и в знаменитой поэме «Лейла и Маджнун». Романтический образ
умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты
Востока, — родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на
создание замечательных произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана,
Ирана и Средней Азии.
Важны,
однако, не только взаимодействие и известная общность, но и высокий для того
времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX—XIII веках
арабские, а также иранские, азербайджанские и среднеазиатские города были
крупнейшими центрами учености, славились своими библиотеками, школами,
университетами и другими просветительными учреждениями. Характерны популярные
изречения того времени: «Величайшее украшение человека — знание» или «Чернила
ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика». Не удивительно
поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор «Книги
назидания», оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось сталкиваться
не только на военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций человека
неизмеримо большей культуры.
Определенное
влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов,
исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало
отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого
бога. Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом
имело важное значение для формирования характерной в средневековую эпоху
эстетической идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с
тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и
закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека,
препятствовали его развитию. Однако взгляды на мир людей средневекового
Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным
представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочетались
идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стремление к
познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и философов
средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное
происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское
знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд
(Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового
Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились
прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума,
ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с
атеистических позиций.
Когда
речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно указывают на
запрещение изображать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно,
что с самого возникновения учение ислама содержало иконоборческую тенденцию,
связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего,
скульптурные изображения древних племенных богов) названы «наваждением сатаны».
Религиозная традиция решительно отвергала возможность изображения божества. В
мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения
людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Однако
первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа,
сформулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятно в
IX—Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения
определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире.
«Несчастье тому,— читаем мы в комментариях к Корану,— кто будет изображать
живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил,
сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот
человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени»;
«Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и
неодушевленные предметы».
История
показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие отдельных
видов искусства, имели значение не во всех мусульманских странах и строго
выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции.
Однако
объяснение основных особенностей средневекового искусства арабских народов
надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие.
Содержание художественного творчества народов Арабского Востока, его пути и
особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими задачами, которые
выдвинул поступательный ход развития общества,вступившего в эпоху феодализма.
Специфика
средневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и Среднего
Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как
и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим
мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав
для художественных произведений свой особый образный язык.
Новаторство
арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу
характеризует обращение к духовному миру человека, создание нравственных
идеалов, имевших общечеловеческое значение.
Большой
образной силой проникнуто и изобразительное искусство Арабского Востока.
Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для
воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное
содержание выражалось особым языком декоративного искусства.
Условность
«языка» средневекового изобразительного искусства у большинства народов была
связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и
самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоративной
фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и
архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных
произведений художников той эпохи.
В
искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и
своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее
искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной
колористической звучностью. В тесных рамках средневекового мировоззрения художники
Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни.
Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой пластичностью орнаментальных форм,
неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое
содержание.
Образ
человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему
было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения
людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто встречаются в узорах на
предметах прикладного искусства; известны также памятники монументальной
живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы.
Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному
решению. Даже наделяя многими жизненными чертами фигуры людей, художники
Арабского Востока трактовали их плоскостно, условно. В прикладном искусстве
фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоятельного
изображения, становясь неотъемлемой частью узора.
Орнамент
— «музыка для глаз» — играеточень
важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной
мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и
является одним из важных средств выражения художественного содержания.
Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая
распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной
композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно
кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в арабеске
преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих —
линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании
многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для
украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых
предметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности,
создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два
начала: логически-строгое математическое построение узора и большая
одухотворяющая сила художественной фантазии.
К
особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое
распространение эпиграфического орнамента — текста надписей, органично включенных
в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно
поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина
праведным делом.
Своеобразный
декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному
выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и
Среднего Востока особенности архитектуры были связаны с
природно-климатическими условиями стран и возможностями строительной техники.
В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с
внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника
породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени
создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрельчатых,
изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и
художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов,
опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный
период).