ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ____________________________с.5
ГЛАВА
II.
ПОИСК
ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА______________________с.12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________с.21
СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЙ._________________________с.24
ВВЕДЕНИЕ.
Философия
дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо
подчеркивалось, что истинная философия есть духовная квинтэссенция эпохи, живая
душа культуры. Конечно, социальные истоки и социальный смысл философских учений
зависят от вызывающих их к жизни социальных форм. Хотя всемирная философия, в
сущности, вращается вокруг "вечных" проблем. К их числу принадлежит и
проблема взаимоотношений Человека и Природы, которая в нынешний переломный
момент человеческой истории приобрела, к сожалению, трагическое звучание. Среди
многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге
третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и
всего живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение. Это
обстоятельство, как и экологические, научно-технические и другие моменты,
неоднократно интерпретировались мыслителями самых различных мировоззренческих
ориентаций. Человек стал, как полагал президент Римского клуба А. Печчеи, сам
для себя ахиллесовой пятой, он - точка отсчета, "в нем все начала и
концы"1С
его точки зрения важно понять положение, в котором очутился человек. Почему его
дорога привела к катастрофе? Есть ли еще время свернуть с нее, а если есть, то
куда? Какой путь выбрать? Какие ценности предпочесть? Резко проявившиеся в
последние годы отрицательные для природы и самого человека последствия антропогенной
деятельности заставляют пристальнее всмотреться в систему экологических
взаимоотношений, задуматься над проблемой их гармонизации. Почему речь должна
идти именно о гармонии человека с природой, и недостаточно говорить, например,
только об их единстве? Дело в том, что в силу своей объективной диалектичности
противоречивое единство человека с природой имеет место и на тех этапах их
взаимоотношений, когда эти отношения обострены, как, например, в настоящее
время. Вместе с тем потребность выхода из настоящего кризисного состояния
вызывает необходимость становления особой формы единства человека и природы,
которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека с природой.
Человек,
какивсе живое на Земле,неотделим от
биосферы,которая является необходимым
естественным фактором его существования. Природапредпосылка и естественная
основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна
только в адекватных природных условиях. Человек может существовать лишь в
достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды,
соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает
потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества
на протяжении всей его истории. Как отмечает Н.Н.Моисеев, развитие общества вне
биосферы- это нонсенс! Возможность существования общества может быть
гарантирована только в контексте развития биосферы, и то только в относительно
узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазона- жизненная необходимость
людей.Конечно, каждый человек обладает
возможностью приспосабливаться к изменяющимся (В известных пределах) условиям
природной среды, новой для него среде обитания. Дж. Уайнер отмечает, что
"Все представители вида Homo Sapiens способны проявить необходимую
пластичность реакций в ответ на изменение внешних условий"2 . Однако при всей их широте и
мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны.
Когда скорость изменения окружающей природной Среды превышает приспособительные
возможности организма человека, тогда наступают патологические явления,
ведущие, в конечном счете, к гибели людей. В связи с этим возникает
настоятельная потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с
адаптационными возможностями человека и человеческой популяции, определения
допустимых пределов их воздействия на биосферу исходя из допустимых границ ее
изменения.""Человечество как
живое вещество неразрывно связано с материальноэнергетическими процессами
определенной геологической оболочки Земли с ее биосферой,- подчеркивал Вернадский.-
Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну секунду"3 .Иначе говоря, человек как биосоциальное существо для полноценной
жизнедеятельности и развития нуждается не только в качественной социальной
среде, но и в естественной среде определенного качества. Это значит, что наряду
с материальными и духовными потребностями объективно существуют потребности экологические,
вся совокупность которых поражается биологической организацией человека. Экологические
потребности- особый вид общественных потребностей. Человек нуждается в
определенном качестве естественной среды его обитания. Лишь при сохранении
должного качества таких фундаментальных условий существования людей как воздух,
вода и почва возможна их полноценная жизнь. Разрушение хотя бы одного из этих
жизненно важных компонентов окружающей среды привело бы к гибели жизни на
Земле.
Таким
образом, экологические потребности также древни, как и потребности человека в
пище, одежде, жилище и т. д. На протяжении всей предшествующей истории их
удовлетворение происходило автоматически и люди были убеждены, что воздухом,
водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило
лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы
экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды
и почвы. Сегодня всем ясно, что здоровая окружающая среда не менее значима, чем
материальные и духовные потребности. Было бы большим заблуждением полагать,
будто бы с экологическим кризисом можно справиться с помощью одних лишь
экономических мер. Экологический кризис обусловлен "стрелками", направлявшими
движение нашей технократической цивилизации к конкретным ценностям и
категориям, без корректировки которых нельзя приступить к радикальным изменениям.
При переориентации категорий понятие природы должно стать центральным, так что
само отношение человека к природе будет иным, чем было до этого. Важно понять и
принять новые ценностные ориентиры, смысловые установки, создать новый образ
человека - в противовес человекупотребителю человека гуманного по отношению к
самому себе и природе. без этой глобальной философской перестройки отношений в
системе" Человек- Природа" все меры экономического, экологического, научно-технического
характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать сколько-нибудь
серьезным препятствием на пути надвигающейся экологической катастрофы. Конечный
вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно жесток: "Либо он
(человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли".4
Целью
данной работы является рассмотрение именно философских аспектов взаимоотношений
человека и Природы в условиях надвигающейся экологической катастрофы, путей и
возможностей формирования той новой системы ценностей, с помощью которой можно
будет предотвратить сползание Человечества к собственной гибели.
Нужно
отметить, что проблема эта, несмотря на всю ее актуальность, далеко не нова.
Вопрос об ответственности Разума перед природой был поставлен еще в XIX в.
течением так называем русских космистов, развит в работах Федорова, Вернадского
и других.
В XIX
веке, по мере обострения экологической ситуации, в разрешение проблемы
гармонических взаимоотношений Человека и Природы втягивалось все большее число
философов и ученых. Возникли даже новые отрасли знаний: философия экологии, социоестественная
история, рожденные на стыке естественных и гуманитарных дисциплин, что было
вызвано масштабностью и разноплановостью проблемы.
При
подготовке настоящей работы были использованы исследования российских и
зарубежных ученых, таких как Федоров Н.Н., Кульпин Э.С., Пантин В.И., Моисеев
Н.Н., Гиренок Ф.И., Лось В.А., Кравченко Ш.И.; Гор ЭЛ., Хесле В., Форррестер,
Печеи А., Тоффлер О. и другие.
Задачами
данной работы являются:
1.
Рассмотреть современное состояние взаимоотношений "человекприрода_
Цивилизация" и основные узлы нравственно- философских противоречий в ней
на современном этапе общественного развития.
2.
Осветить основные пути выхода из глобального кризиса, предлагавшиеся философами
и учеными XIX- XX в. и их реальное соотнесение со сложившейся экологической
ситуацией.
3.
Показать роль и место экологического воспитания в общем контексте экологической
проблемы.
ГЛАВА I :
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Проблема
взаимоотношений в системе "Человек- Природа- Цивилизация" относится к
числу вечных философских проблем. Не углубляясь слишком далеко в историю ее
становления и развития, заметим однако, что первые экологические кризисы
(локального характера) были известны еще в древности и являлись той основой,
которая служила наглядной иллюстрацией жизненной важности данной проблемы.
Являясь
по сути неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней
прошло ряд этапов: от полного обожествления и поклонения природным силам до
идеи полной и безусловной власти человека над природой. Катастрофические последствия
последней мыполной мерой пожинаем
сегодня. Отношения Человека и Природы в XX веке стали своеобразным центром, в
котором сходятся и завязываются в один узел различные стороны экономической, общественной
и культурной жизни людей. Как отмечает Ф.Гиренок, современному человеку
"нужно осознать тот факт, что для него нет привилегированного места ни в
природе, ни в космосе".5
Природа и общество всегда находились в
единстве, в котором они останутся до тех пор, пока будут существовать Земля и
Человек. И в этом взаимодействии природы и общества окружающая природная среда
как необходимая естественная предпосылка и основа человеческой истории в целом никогда
не оставалась только лишь пассивной стороной, испытывающей постоянное воздействие
со стороны общества. Она всегда оказывала и продолжает оказывать существенное
влияние на все стороны человеческой деятельности, на сам процесс общественной
жизни, на социальный прогресс вообще, замедляя или ускоряя его, причем его роль
в различных регионах и в различные исторические эпохи была различна.Так, на заре развития человеческой
цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых
продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно
стаду животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте
перемещались в другое, где было достаточно природных средств для существования.
Иначе говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным
социальным изменениям- миграции населения. В дальнейшем, по мере развития
производительных сил, зависимость общества от природы постоянно уменьшалась,
человек все больше выходил из-под власти ее стихийных сил. Но эта независимость
человека от природы оказалась иллюзорной, поскольку интенсивное воздействие на
окружающую среду ведет к резкому ухудшению условий его существования, т.е.
экологическому дискомфорту. Более того, нарастание экологических опасностей
ставит под вопрос само существование земной цивилизации, сохранение обитемости
планеты Земля. Вое это свидетельствует о том, что в процессе обособления
человека от природы зависимость его от нее не ослабевала, а наоборот,
возрастала. Социальный прогресс имел место в истории лишь в силу того, что
постоянно воспроизводилась экологическая среда. И в наши дни интересы обеспечения
будущего рода человеческого вынуждают людей все больше считаться с законами
функционирования и развития биосферы.Однако диалектика взаимодействия общества и природы проявляется и в том,
что не только окружающая среда оказывает влияние на общество, но и человек в
процессе жизнедеятельности накладывает неизгладимый отпечаток на природу. Как
отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, "историю можно рассматривать с двух сторон,
ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны
неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история
людей взаимно обуславливают друг друга.".6
Уже в
древности, в условиях античности и средневековья, воздействие общества на
окружающую среду было весьма существенным, что приводило к локальным
экологическим кризисам, в результате которых под песками пустынь оказывались
погребенными развалины некогда цветущих цивилизаций. Так, одной из причин
гибели государства майя, этой выдающейся цивилизации, было истощение земель
из-за применения подсечно- огневой системы земледелия. Локальные (или
региональные) экологические кризисы, имели место во все эпохи развития
человеческого общества. Истории известны достаточно крупные экологические
бедствия, обусловленные хозяйственной деятельность человека, и в те далекие
времена, когда плотность населения в странах, претерпевших эти бедствия, по
нынешним меркам, была ничтожно малой, а промышленности в ее современном
понимании не было вовсе. Достаточно вспомнить печальный опыт Месопотамии и
Греции, где тучные пастбища были выбиты скотом, или земли Ливана, где опустынивание
было вызвано вырубкой ливанского кедра. В XX в. экологические проблемы
переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом
"благодаря" тому, что именно в этот период человек стал активной
стороной взаимодействия в системе "человек- природа" и своими непродуманными
действиями резко нарушил баланс экологического равновесия. В целом до XXв.
активной стороной взаимодействия была, как правило, природа. Изменения климата,
природные катаклизмы больше влияли на жизнь людей, чем жизнедеятельность
последних на природу. С того времени, как человек "нарушил" закон
природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от
пути развития других живых организмов, начинается социоестественная история-
история взаимоотношения двух суверенных начал: общества и природы.
В целом
можно выделить следующие этапы взаимодействия природы и общества:(5)
1.
Доисторический (доцивилизационный), когда имеет место неосознанное
сотрудничество, а противостояние носит неантогонистический характер;
2.
Исторический (цивилизационный, современный). Для этого этапа отличительны:
нарастание конфронтационных, антагонистических отношений между природой и
обществом; производящая деятельность, ведущая к уничтожению естественной среды
обитания, быстрой смене естественных ландшафтов антропогенными, постепенное
осознание гибельности конфронтационных отношений.
3.
Постисторический, постцивилизационный (будущий). Предполагает наличие
альтернативы: либо экологическая катастрофа планетарного масштаба, либо полная
перестройка философской основы взаимоотношений Природы и Человека. Последний
путь и будет предметом рассмотрения II части данной работы.
Итак, на
данном этапе мы имеем цивилизацию технократического типа, основные приоритеты
которой нацелены на дальнейшее расширение власти над природой без учета
возможных последствий; систему "ЧеловекПрирода", в которой стрелки
резко смещены в сторону преобразующей деятельности человека. С эпохи Возрождения,
когда человек был поставлен в центр мироздания, а Природа низвержена до его
служения, исподволь складывался тип технократического мышления. С зарождением
промышленной революции и индустриализма складывалась соответствующая совокупность
представлений о месте и роли человека в природе и обществе. Постепенно наиболее
развитые научные представления физических наук, особенно механики, легли в
основу не только физической картины мира, но и стали ядром мировоззрения. Это
механистическое мировоззрение было, прежде всего, антропоцентрическим. Оно
фактически допускало вседозволенность человеческой деятельности в природе. В то
же время, будучи сугубо механистическими, оно фактически игнорировало
нравственный аспект в социальной и экологической практике. Человек, усвоивший мировоззренческие
представления индустриальной эпохи, весьма схематично- механистически представлял
себе социально- исторический процесс общественного и социоприродного развития,
их эволюцию он оценивал с точки зрения количественных трансформаций, забывая о
возможности качественных изменений.
Догматичность
механистического мировоззрения сдерживала поиски новых подходов к осмыслению
теории и практики взаимодействия природы и общества, а консервация
индустриального типа развития общества, в свою очередь, обуславливала живучесть
старых мировоззренческий ориентиров. Философское обоснование этой сложившейся
системы (в упрощенном варианте) таково: Человек в большинстве рассматривается
как внеприродный объект, Природа- как неодушевленный склад ресурсов и богатств,
которые можно и должно использовать в соответствии с волей и желанием Человека.
Иными словами, параллельно усилению давления на природную среду шло
формирование соответствующей философии покорения природы. Стало считаться как
бы само собой разумеющимся, что человек "царь природы" и может
изменять среду обитания как ему заблагорассудится. Подобный агрессивно- потребительский
антропоцентризм составляет мировоззренческую основу экологического кризиса.
Сейчас, в конце столетия, в полной мере проявились вое явные и тайные пороки
подобной позиции, инициировав ту ситуацию, в которой оказалось Человечество.
Иллюзия, что удастся добиться окончательной победы над природой, возможна
только при забвении того факта, что сам человек - часть природы, и уничтожение
природы означает тем самым физическую и духовную гибель человека.
Дисгармония
отношений между Человеком и Природой, отчасти вызванная наркотоподобной
привычкой потреблять все больше и больше природных ресурсов, сегодня проявилась
в серии кризисов, каждый из которых отличается все более разрушительным столкновением
цивилизации и природы. Как уже говорилось выше, ранее все угрозы окружающей
среде имели локальный и региональный характер, но сегодня они приобрели
стратегический размах. Озоновая дыра над Антарктидой и уменьшение озонного слоя
на всех широтах, парниковый эффект, а также возможное уничтожение того
климатического баланса, который делает нашу Землю пригодной для жизни - все это
говорит о том, что противоречия между человеком и природой, между природой и
цивилизацией становятся все сильнее.
Победное
шествие рационалистического отношения к природе, недавно еще столь заметное в
современном естествознании и технике, может обернуться беспрецедентным
порабощением человека. Ведь человек, будучи существом телесным, также является
природой, и его господство над природой означает и господство над человеком,
вначале над другим, а потом и над самим собой.
Диалектика
техники заключается в следующем: с одной стороны, она доказывает превосходство
человека над природой, она основана на способности человека видеть вещи не
такими, каковы они в их природном контексте, и тем самым делать их пригодными
для своих целей. Но с другой стороны столь же ясно, что техника способствует
быстрейшему, как экстенсивному, так и интенсивному удовлетворению потребностей,
причем в первую очередь потребностей природных. Технократическая цивилизация,
освобождая человека ст власти природы, одновременно вновь привязывает его к
ней, ибо техника создает новые потребности, а именно - метапотребности, то есть
нужду в определенном технически опосредованном способе удовлетворения самих
потребностей. Зависимость человека от цивилизации предстает также в виде
проблем продовольствия, сырья, энергии и других так называемых глобальных
проблем. Оказалось, что ресурсы исчерпаемы, что для цивилизации нет прочной
опоры, если она разрушает структуру биосферы, несет в себе моральную деградацию
человека. Люди не могут перестать изменять природу, но они могут и должны
перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая требований
экологических законов. Только в том случае, если деятельность людей будет идти
в соответствии с объективными требованиями этих законов, а не вопреки им,
изменение природы человеком станет способом ее сохранения, а не
разрушения.Неоправданное смещение
философских акцентов в системе "Человек - Природа" приводит к тому,
что, калеча природу, окружающую среду, человек калечит и свою собственную человеческую
природу. Ученые считают, что рост числа душевных заболеваний и самоубийств во
всем мире связан с продолжающимся насилием недр окружающей средой. Общение с
неискалеченной природой способно снять стрессы, напряжение, вдохновить человека
на творчество. Общение же с изуродованной средой угнетает человека, будит
разрушительные импульсы, губит физическое и психическое здоровье. Сейчас уже ясно,
что образ жизни, который требует все большего количества невозобновляемых
ресурсов планеты, бесперспективен; что разрушение среды ведет за собой деградацию
человека, как физическую, так и духовную, вызывает необратимые изменения в его
генотипе. Показательно в этом отношении то, что современная экологическая ситуация
складывалась в ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их
растущих потребностей. Подобная антропоцентрическая стратегия преобразования
природной Среды, изменения отдельных элементов природного окружения без учета системной
организации природы в целом привели к изменениям ряда факторов, которые в своей
совокупности понижают качество природной Среды, вызывают необходимость все большей
затраты сил, средств, ресурсов для их нейтрализации. В конечном счете, случилось
следующее: стремясь к достижению ближайших целей, человек в итоге получил
последствия, которые не желал и которые порой диаметрально противоположны
ожидаемым и способны перечеркнуть все достигнутые положительные
результаты.Угроза глобального экологического
кризиса свидетельствуют об исчерпании возможностей саморегуляции биосферы в
условиях возрастания интенсивности человеческой деятельности в природе.Землю нельзя рассматривать как нечто
обособленное от человеческой цивилизации. Человечество - лишь часть целого;
обращая свой взгляд на природу, мы обращаем его на самих себя. И если мы не поймем,
что человек, будучи частью природы, оказывает на весь окружающий его мир мощное
и растущее влияние, что человек, по сути дела, такая же естественная сила, как
ветры и приливы, мы не сможем увидеть и осознать всей опасности наших нескончаемых
усилий вывести Землю из равновесия.
1Цитируется по сб.: Специфика философского знания и
проблема человека в истории философии.-М.,1989,с.315.
2Цитируется по кн.: ЖибульН.Я. Экологические потребности:
сущность, динамика, перспективы.-М.,1991,с.8.
3Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее
окружения.-М.,1987,с.299.
4Цитируется по сб.: Специфика философского знания и
проблема человека в истории философии.-М.,1989,с.316.