Одним из наиболее распрастранённых в истории типов
политических систем является авторитаризм. По своим характерным чертам он
занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С
тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер
власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных
сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского
общества. В целом же авторитарной
политической системе присущи следующие черты:
1.Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут
быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая
группа и т.д.)
2.Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть
может правитьс помощью законов, но она
их принимает по своему усмотрению.
3.Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не
прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких
слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае
необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к
повиновению.
4.Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции.
Присущее этому режиму определённое политико-институциональное однообразие не
всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей.
Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций,
отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение
многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно
существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но
при условии их подконтрольности властям.
5.Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное
вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть
занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного
порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию
развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при
этом механизмы рыночного саморегулирования.
6.Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а
не конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно
определить как неограниченную власть
одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но
сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной
политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом
политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм
вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В
то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо
институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд,
оппозиционные партии и т.д.)
Способы легитимизации власти.
Авторитарные политические системы очень
разнообразны. Это монархии, деспотические диктаторские режимы, военные хунты,
популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут
добиваться признания не только силой, с помощью массового истребления но и
более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным
образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях
легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных
режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали своё существование
необходимостью национального освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные политические
системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы,
плебисциты и т.п. — для предания себе респектабельности в глазах международного
сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так,
например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными
или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Казахстане,
России и многих других государствах. Отличительной чертой таких выборов является
ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям)
конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных
итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную
победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё
на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или
результатов голосования и т.п.
В период после второй мировой войны и, особенно, в
последние десятилетия авторитарный политический строй чаще всего носит
переходный характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.
Сильные и слабые стороны авторитаризма.
В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос
научный и политический интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно
тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств
мира. Попытки многих из них, в том числе и России, быстро, в духе большевистских
“кавалерийских атак” ввести демократию без наличия необходимых для неё общественных
предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные
последствия.
В то же время целый ряд авторитарных государств
(Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою
экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать
экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со
свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным
плюрализмом.
Авторитаризм иногда определяют как способ правления
с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным,
культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие
на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу
слабых относится полная зависимость политики от позиции главы государства или
группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения
политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции,
политического выражения общественных интересов.
В то же время авторитарная политическая система
имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.
Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать
политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы
на решение определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников.
Всё это делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных
общественных реформ.
Нечто вроде заключения.
В современных условиях постсоциалистических стран “чистый”
авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические
институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования
общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной
власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание
авторитарных и демократических элементов, сильной власти и её подконтрольность
гражданам — важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования
общества.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы
не долговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных
условиях тип политической системы — демократия.
Резюме
Авторитаризм — государственный строй, при котором
неограниченная власть находится у одного лица или группы лиц, не допускающих
политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во
внеполитических сферах.
Авторитаризм может быть
представлен: монархией, деспотическим диктаторским режимом, военной хунтой и
другими системами правления.
Для авторитаризма характерно:
·Автократизм.
·Неограниченность
власти.
·Опора на
силу.
·Монополизация
власти и политики.
·Отказ от
тотального контроля.
·Рекрутирование
политической элиты
Авторитаризм нуждается в
легитимации власти.(!!!)
Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.
К сильным относят:
·сравнительно
высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный
порядок,
·мобилизировать
общественные ресурсы на решение определённых задач,
·преодолевать
сопротивление политических противников.
Т.е. авторитаризм —эффективное
средство проведения радикальных общественных реформ.
К слабым относят:
·полную
зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей,
·отсутствие
у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола,
·ограниченность
институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.