Анализсоциальныхконфликтоввотечественнойсоциологии пока восновном
имеетхарактер прикладныхисследований, на базекоторыхделаютсяпервыепопытки обобщенияпроблемы и формирования концепций. Основные
задачи программыосмысление конфликта
каксоциального феномена,его рационализацияи придание ему цивилизованных, созидательных
форм.
Вместе с темвыявились обстоятельства, которые затрудняют
анализсоциальныхконфликтов,разработкуконцепции социального
согласия. Во‑первых, сказывается неспособность общественнойсистемы восприниматьконфликт любогоуровня. “Советское мышление”,как отмечает А.К. Зайцев, допускаеттолько фискальнуюкультуру,выраженную вформе жалоби мифологических надежднаихудовлетворение“сверху”. В действительности же реальныймеханизмразрешенияконфликтов,
возникающих,например, в процессе
трудовой деятельности, работалпротив
жалобщика,силабыланасторонеаппаратаподавления. Во‑вторых, социальнуюнапряженностьиконфликтностьнельзя объяснить, тольконехваткойтоваровили отчуждениемтруда, отсутствием демократии. Нужно иное
качествоорганизации общества,в котором конфликтбудет рассматриватьсяне какнечто экзотическое илизапретное,акак нормальныйэлемент общества,в котором противоречащиедруг другуинтересы социальныхгрупп
постоянносталкиваются,но умело регулируютсязаконом. В‑третьих, наблюдаетсянедостаток(идажеотсутствие) знанийвсферах политической,экономическойисоциальной культуры.Нетнадежной опоры ввиде
информациио жизнимира, оразныхкультурах, об истории, о
будущем, зато развиты привычки следовать за: “идеологическими поводырями”,уповать навсемогущество руководства вместо того, чтобы разобраться в ситуациии действовать самостоятельно.
В таких
условиях трудновыделить четкуюструктуру уровней конфликта. Конфликт даже
между двумя людьми(например,
рабочиминачальникомцеха) может быть определенне
только как межличностный, но и как социальный (посколькуони представителиразных социальныхслоев). И наоборот, даже забастовки в
некоторых случаях означаютнестолько социальныйконфликт, сколько средстводостижения личныхцелей руководителя, в том числе и
политика.(Были случаи, когда
руководители предприятий выступали прямыми или косвеннымиорганизаторамизабастовок).
В качестве
основанияклассификации конфликтовможно предположить их причины, но надо
учитывать, что социокультурные особенностиконфликтоввРоссии недаютвозможности строго
классифицировать их и предсказать возможности ихразвития. Это затрудняетиихразрешение.И тем не менее в исследованиях социальных
конфликтов можно выделить следующие основные сферы.
1. Межличностные
конфликты в процессе совместной деятельности. Фактором, предохраняющим
(или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится
его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной
значимости). “Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится
внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему “Я”, когда
он находится в плену устойчиво заниженной самооценки”. Если же взаимоотношения
с коллегами и восприятие своей доли участия в общемтруде имеют высокую степень значимости,то сохранитсявнутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в
рамках данногоколлектива,группы,общества.
2. Трудовые конфликты. В личностных и
межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая
представляет собой противоположность интересов и понимается какуровень конфликтности, меняющийся во времени.
Социальная напряженность ‑это результирующая трех взаимосвязанных факторов:
неудовлетворенности, способов её проявления и массовости. С учетом всех
факторов разработаны средства-индикаторы для обнаружения и измерения уровня
нарастания социальнойнапряженности. Для
обнаружения социальной напряженности предложено оценивать степень
удовлетворенности человека в таких социальных потребностях,как жилье, содержание труда, заработная
плата; бытовыеи санитарно-гигиенические
условия на производстве,возможности
отдыха,по специальной шкале.
Например,
можно рассмотреть трудовой конфликт шахтеров и государства. Здесь особенно
сильное влияние на сохранениепостояннодействующей конфликтной
ситуации оказали традиции, заложенные при строительстве шахт. Какизвестно, угольная отрасль нашей страны
создавалась заключенными. Превращение бывших лагерей в шахтерские города и
поселки оставило практически неизменной субкультуру производственных отношений,
сформированную ГУЛАГом. Основа ее ‑ конфликт.
Следует
особо отметить, что такие конфликты носят разрушительныйхарактер. Культивирование конфликтной
ситуации в шахтерскихколлективах в
сочетании с полным пренебрежением к решениюжизненных социально-бытовых проблем со стороны государствасформировало базу для забастовочных
выступлений.Со стороны государстване
наблюдается каких-либо конструктивных попыток выхода из кризисной ситуации,
кроме объяснений "необходимости" безработицы и невыплатызаработнойплатывтечениенескольких месяцев. Возможно, закрытие нерентабельных предприятий ‑
необходимая мера.Однако осуществлять её
в стране, где предприятие является основой существования и жизнедеятельности
шахтерских поселений,необходимо с
особой осторожностью. Безработица и безденежье в таких городах и поселках
приведет к конфликтам непредсказуемых форм. Государство не прогнозирует
возникновения кризисных ситуаций на производстве.Решаетсяситуация уже после объявления забастовки. Обычно сначала конфликт не
замечается,государство не реагирует на
его возникновение, несмотря на широкую информированность общественности через
СМИ. Когдаугрозаостановкипроизводства становится реальностью,конфликт гасится путем выдачипакета невыполнимых обещаний. Практически формируется база для сследующей забастовки. Взаимоотношения
предприятий угольной отрасли и государства превратились в цепочкуконфликтов при отсутствии действенных мер для
их практического разрешения. Таким образом, можно сказать что на предприятиях угольной
отраслиприсутствуетсоциальная база для конфликтов, носящих
разрушительный характер как для личности, так и для коллектива. Они явились
основой забастовочного движения шахтеров, которое стимулируется
неквалифицированной управленческой политикой государства.
Государство
должно формировать свои взаимоотношения с предприятиями, ориентируясь на
опережающее разрешение конфликтов. Для этого необходимо осуществление
политикипереговоров, проводимых
профессиональными конфликтологами. Создание в административной структуре
механизма управления конфликтами поможет избежать тех разрушительных
последствий, которые приносит неквалифицированная политика разрешения
конфликтов.
Трудовые
конфликты могут либо содействовать сохранению существующей
социально-экономической системы, либо способствоватьеёразрушению.
Эволюциясоциально-трудовых конфликтов в
Россииот собственнотрудовых дополитических свидетельствует о том, что они стали частью процесса
распада аминистративно-команднойсистемы,вопределенной мере катализатором, этого распада.
В социальнойнапряженностивыражается потребностьвобновлении,изменениисуществующейжизнедеятельности,иконфликт становится средством такого
изменения. Поэтому необходимо активизироватьисследованиявтакойотрасли социологических, политологических, психологических,культурологических знаний,какконфликтология. Сейчас такиеразработки ведутся,например,Калужскиминститутом социологии попроблемам социальных конфликтов.
3. Конфликты среди разных социальных слоев.
Можно выделить три типа социальных отношений, которые могут привести к
конфликтам, например, среди различных групп горожан: отношения между занятыми в
государственном и негосударственном секторе экономики; отношения между
управленческим слоем и государственной торговлей, с одной стороны, и теми
“трудящимися”, к которым примыкает большая часть занятых вне государственного
сектора, ‑ с другой; между частью коренных горожан и лицами некоренных
национальностей. Причем важнейшим объектом зреющих конфликтов выступает
стремление людей к обретению высокого социального статуса и достижению лучших
условий жизни. Поскольку в дальнейшем социальная дифференциация будет
усиливаться, можно ожидать, что фон напряженности будет постоянно сохраняться и
проявляться в глухом недовольстве и осуждениине только “богатых”, но и более зажиточныхсограждан, во внезапныхкоротких стычках представителей разных слоев
и т. п.
4.Межнациональные
конфликты. Вызваныпричинами,
связаннымиссоциально-экономическим развитием, уровнем
жизни в разных регионах России, политическойобстановкой вних. Анализ проблем
этого уровняведётся сотрудникамиИнститута социально-политических
исследованийРАН.Справедливо отмечается, что игнорирование
культурнойспецифики народов,а тем более репрессии и дискриминациянаращиваливнутреннеенедовольствоипротест.Постоянноеоткладываниеразрешения накопившихсяпроблемувеличивалопотенциал будущихколлизий. Исследователиподчеркивают,что в межнациональныхконфликтах
немало стихийного, взрывного, связанного с импульсивным поведениембольшихмасслюдей,объединенных однойидеей, настроением, устремлением.Неприятие людей иной национальностив сложных социально-экономических условиях
растущих дефицита, инфляции,безработицы
‑ “мина замедленного действия”, которая может привести к внезапному обострению
конфликтов. Социально-психологическую напряженность культивируют и низкая
культурамежнационального общения, и
нарушение прав личности,дискриминирующее национальное меньшинство, ипротекционизм. Дляурегулированиямежнациональных конфликтов нужен комплекс мер
от правовых до социально-психологических.
Прогнозируя
ситуацию в России,можно сказать, что на
этническуюнапряженность иконфликтность будут влиятьдвапринципиальныхфактора. Прежде
всего то, что у нас в обществе не завершеносоциальное структурирование. Практически нет четкого осознания групповых
интересов. Вместе с тем мы наблюдаем несоответствие либерально-демократических
идеологем и реальных экономических и социально-политических отношений. В этой ситуации создается как бы вакуум впознании определенности интересов. Этот
вакуум может заполнитьсядвумя
идеологемами. Одна из них ‑ государственность. Сейчас надежду на неепитают все.А вторая ‑ этническая. Ееберутна вооружениеполитическиепартии и объединения,которые не
придают значенияслабовыраженному в действительности
структурированию социальных интересов.Когдаглавныйвекторпосттоталитарногоразвитияпроходит по двум детерминантамгосударственность и этничность можно прогнозировать
углубление этнических конфликтов, не всегдаоткрыто выраженных, порою носящих спонтанный, нередко латентныйхарактер. Взрывыбудут малопрогнозируемыми и слабо
контролируемыми.
Сейчас
в Российской Федерации мы фиксируем в основном три типа конфликтов
этнополитического характера.
Во‑первых, это
конституционные конфликты. Триреспубликиприняликонституции,которые противоречат прошлой и теперешнейконституциям РФ: Саха (Якутия), Тува,
Татарстан. А Башкортостанпровел
референдуми, судя по готовящейся
конституции, здесь тожебудутпротиворечия. Первое противоречие заключается
в том, что в конституцияхговорится о
главенстве законов республикнадфедеральными,второе связано с контролем за использованием
природныхресурсов,третье ‑ снепосредственным выходом на международнуюарену. Ряд республик проводят политику,
которую мы можем оценитькакэкономический национализм. Они не хотят выйти
из Федерации,ножелаютиметь правовыхода на
международнуюарену.Еще однообстоятельство связано с тем, что Федеративный договор, какизвестно, полностью в Конституцию невошел. Но он подписанфедеральной властью и субъектамиФедерации. Борьба будет развертыватьсявокругконкретныхпунктов договора, не
включенных в Конституцию.
Второйтипконфликтов,которые ив перспективебудут иметьостроту, ‑ это
территориальныеконфликты. Спорныхзон сейчас натерритории России 180. Вокруг некоторых из них уже идут локальные
военные действия. Можно прогнозировать возможность их выходанамежгосударственный уровень.
Третий типконфликтов, весьма вероятных в ближайшембудущем, ‑ межгрупповые конфликты.
Социальная
нестабильность, экономическая депривация, политическиепротиворечия внутриреспублик имежду республикамииЦентром стимулируют такие конфликты.Напряжение существует и в отношениях чеченцев
и казаков, ингушейи осетин, кабардинцев
и балкарцев, в молодежных группах в Якутии, Туве идр. Недостаточное внимание к этническим
конфликтам чревато тем, что конфликтовбудет большеи они будут
острее.
Может
быть два стратегических подхода крешению этнических,национальныхпроблем; в
зависимости от их выбора видится и прогноз развитияконфликтов.Один подход продемонстрирован президентскойкомандой. Он состоит втом, чтобы сблизить республики с
областямиРоссии икак-то погаситьнационализм.Рассчитыватьна спокойноерешение вопросапри такомподходе все же нельзя.
Существуют
еще и этнические проблемы в России, которые не связаныс этносами, имеющими республики. Это
этнодисперсныегруппы,но с миллионным населением: 4 млн. украинцев,
1.5 млн. белорусов и другиенароды,основнойматериковый этнос
которых находитсявновых государствах на территории бывшегоСССР илиза его пределами.Некоторыепретендуют на свою государственность
(ногайцы, лезгины и др.),хотят
автономии. Можно реализовать их интересы в рамках национально-культурнойавтономии,но дляэтого необходимы
большиеденьги государства, банкиров,
предпринимателей. Их никто пока не дает. Эта проблема сама собой не
отпадет.
Второйстратегическийподходсостоитв том, чтобы
признать:этнический фактор может
"работать на позитив", поскольку патриотизмспособен содействовать прогрессу. А может ли
он работать на так называемое опережающее развитие в зонах, которые способны
обогнатьцентрРоссийской Федерации?Мнекажется,наиболее реальныйподход,который себя оправдал в прошлом и оправдываетвнастоящем ‑ вариативный.
5. Социальные
конфликты в разных общественных структурах. Они могут проявляться как
межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего
вызываются последствиями экономических и политических реформ. Их анализохватывает следящиеаспекты:экономическиекорнисоциальнойнапряженности вобществе; политическиеаспекты, социально-этническаяситуация; криминогеннаяобстановка,связанная с реакцией части населения на проводимые изменения, на свою
невозможность адаптироваться к ним. На основе такого анализа можно сделать
вывод о характере кризиса, в котором оказалось общество, и о необходимости
системного подхода кисследованию
и прогнозированию социальных конфликтов. Каксвидетельствуют результаты
исследований и сделанные на их базе прогнозы, социальная напряженность еще
долго сохранится вроссийском
обществе.
Литература:
1. Статья
“Социологические теории конфликтов и путей их разрешения”,
Социально-политический журнал, 1994, №1-2
2. Статья
“Социальные конфликты в меняющемся российском обществе”, Журнал “Политические
исследования”, 1994, №2