Таможеннаяполитика нашейстраныимеет свою историю, свои характерныеэтапы развития. Если в 20-х -начале 30-х годов Советский Союз
проводил активнуютаможенную политику с
целью увязки внутренних
цен смировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать наразвитиеторговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемыетовары покрывалисьиз госбюджета
инеоказывали существенного влиянияна внутреннее ценообразование иэкономическуюэффективность внешнеторговых сделок.Важнымиэлементами активной
таможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенныетарифы1922, 1924 и 1927
гг., которые не только защищалисоветскую промышленность от конкуренции
иностранных товаров, но и стимулировали
развитие советского экспорта за счет снижения или
отмены вывозной пошлины на значительную часть товаров.Таможенныетарифы1930,
1961 и 1981 гг., которые
действовали в период командно-административногоуправления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами. Так,
таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по ряду
причин инструментомэкономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то времякак в таможенных тарифах большинствапромышленноразвитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран,как США иЯпония- 10 - 12тысяч.Тарифуобразца1981г.былоприсуще несоответствие
уровня таможенныхпошлинценам на товары ,сложившимся на
внутреннеми внешних рынках. Так, на
большинство видов машини оборудования
минимальные ставки составляли только 5-10% на топливо - 10-12% , металлы -
до 15%, химические продукты -5-10%. И, наконец, действовавший порядок
исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие
"таможенная пошлина" было подменено термином "таможенныедоходы" , врезультате чего организации, импортирующие
товары,перечисляли в бюджет не пошлину,
а разницу между стоимостьютоварана внешнем и внутреннем рынках. Такоеположение считалось вполне нормальным вэпоху жесткойцентрализациивнешнейторговли, отрыва процесса ее осуществления от
непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления
этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических
связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий,
организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется
разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного
тарифа, которые бы учитывали изменения,
происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.
Основные цели таможенной
политики Россиии таможенный тариф.
Таможенная
политика России определяется высшими органами государственной власти и
управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского
государства.Целямитаможенной политики России являются:
а) интеграция хозяйства страны в мировую экономику;
б) защита и стимулирование экономического
развития России;
в) создание условий для функционирования российского рынка ирынка стран СНГ;
г) укрепление торгового и платежного баланса страны;
д) рост доходов государственного бюджета;
е) упрочение торгово-политических позиций России;
ж) противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их
союзов;
з) расширение культурных и информационных обменов между Россией и
зарубежными странами, контактов между людьми;
и) охрана жизни и здоровья человека,животных и растений, сохранение
окружающейсреды;
к) защита государственной и общественной безопасности;
л) защита прав и законных интересовграждан, предприятий, объединений и организаций,культурного и исторического наследия народов
России.
Переход на эту систему сопряжен со значительными трудностями, так как
надо не просто ознакомить всех заинтересованных в ее применении, а научиться
пользоваться ТН ВЭД.
Не вполне ясно,
сколько человек в этой связи предстоит обучить пользованию ТН ВЭД. Их
количество, по имеющимся оценкам, составит десятки тысяч человек. Для
сравнения, во Франции при переходе наГармонизированнуюсистему
обучили 35 тысяч человек, в США- 50тысяч. Американцы,переходя с национальной системы на
Гармонизированную, затратили на обучение 2,5
года. Отличительной особенностью таможенного
тарифаРоссии являетсяналичиетаможенныхпошлинна отдельныетовары , вывозимые с территорииРоссийской Федерации.Переченьтоваров, облагаемыхвывозной пошлиной, а также размеры взимаемой
пошлины часто изменяются по распоряжению Правительства России с целью
оперативногореагирования наизменение ситуациивнутри страны и за рубежом.В течение
последнего десятилетия таможенное регулирование импортных операцийпретерпело серьезные изменения. С 15 января 1992
в соответствиис Постановлением
Правительства РФ № 32 «О таможенных пошлинахна импортные товары» было отменено взимание
пошлин и другихсборов, кроме платы за
таможенные процедуры, при ввозе товаров натерриторию России. Такой шаг мотивировался необходимостью создания
условия для насыщенияпотребительского
рынка и перехода наэкономические
методырегулированияввоза товаров в страну, чтопредусматривало разработку и введение новых
таможенных пошлин к 1 апреля 1992 г. Однако на практике это
решение Правительства не было осуществлено в намеченный срок и ввозимые
вРоссию товарызарубежного производства не облагались
пошлинами в течение почти полугода. Столь длительныйпериод, потребовавшийсядля подготовки импортного таможенноготарифа,объясняется рядомпричин, в числе
которых необходимоособо отметить сложность
определения оптимальных размеров ввозныхпошлин, которые бы, с одной стороны, обеспечивали интересы российских
производителей товаров и приносили существенный доход государству,а с другой стороны, не привели к
значительномусокращению поставок товаров
в Россию, вызывая тем самым очередной дефицит техили иных товаров на внутреннем рынке страны.
В настоящее время деятельность
таможенных органов в России развивается стремительными темпами. Реализующаяся в
1997 году под руководством Минэкономики Комплексная программа развития
таможенной службы России в первую очередь затронет, конечно же, российский
Таможенный комитет. Однако программа настолько обширна, что ее можно
расценивать как форму реорганизации всей российской внешней торговли в целом.