АвтомобильВАЗ-2121Нива образца 1977 года - гордость отечественного
автомобилестроения. Все-таки первый в мире массовый легковой автомобиль
повышенной проходимости с постоянным полным приводом!
Наивно полагать, что разработка тридцатилетней давности соответствует
современным требованиям к пассивной безопасности. Но с другой стороны, в начале
XXI века Нива по-прежнему в строю - после
рестайлинга и некоторых технических изменений. Эти машины покупают, причем все
чаще за рулем можно увидеть женщин. И мы все-таки решили подвергнуть ВАЗ-21213
фронтальному краш-тесту по правилам EuroNCAP - не ожидая высокого рейтинга, но
надеясь на лучшее.
Сначала казалось, что надежда на лучшее была не напрасной.
Когда Нива на скорости 64 км/ч врезалась в барьер сорока процентами
левой стороны передка, впору было аплодировать. Похоже, кузов отлично выдержал
столкновение! Водительская дверь и стойка лобового стекла лишь немного
выгнулись наружу. Проем двери сократился всего на 60 мм, порог прямой, как и до
удара...
Мы и раньше слышали рассказы жестянщиков о том, какие у Нив жесткие кузова, а
теперь убедились сами. К тому же в двери Нивы встроены мощные брусья
безопасности - продольные трубы-усилители. Сработали!
Но чем дальше мы исследовали разбитую Ниву, тем яснее понимали: больше здесь
радоваться нечему.
Посмотрите на снимки - передок деформирован гораздо меньше, чем этого можно
ожидать при таком ударе. К сожалению, кузов Нивы оказался жестким практически
всюду - в том числе и там, где не надо. А это означает, что поглощать энергию
удара путем `запрограммированной` деформации силовая структура передка не в
состоянии.
К тому же, как и в случае с Окой, негативную роль при фронтальной аварии в Ниве
играет закрепленная под капотом `запаска`. Причем здесь она не крохотная, на 12
дюймов, а огромная шестнадцатидюймовая!
- Пробовали мы бить машины без `запаски`, - с досадой признались вазовцы
из отдела безопасности. - Не помогает: `вылезают` другие проблемы. Там с
лонжеронами беда...
И не только с лонжеронами. Посмотрите, где после удара оказалась баранка -
торец рулевого вала `уехал` на 80 мм назад и аж на 165 мм вверх! А сам руль
вывернут влево и деформирован так, что стал похож на `формульный` штурвал.
Это - следствие `классической` конструкции Нивы, которая позаимствовала
основные узлы и агрегаты от заднеприводных Жигулей. Расположенный на лонжероне
рулевой механизм при столкновении уходит назад, толкает рулевой вал, тот
изгибается и посылает баранку назад и вверх...
Кадры скоростной видеосъемки - просто триллер. Фильм ужасов `Бешеная баранка`.
Вот Нива потихоньку подъезжает к сминаемому барьеру (мы смотрим
`замедленную съемку`), упирается в него своим знаменитым алюминиевым бампером,
вот начинается деформация... Как только удар доходит до колеса, баранка
начинает `расти` вверх. За несколько сотых долей секунды рулевая колонка встает
практически вертикально, задирая обод руля так, что манекен-водитель врезается
в него верхней челюстью. Представляете, каково это - удариться зубами о баранку
с замедлением в 66g? Если принять вес головы среднестатистического человека
равным 7 кг, то нагрузка при таком контакте приблизится к полутонне!
И все же интегральный критерий вероятности травмы головы HIC составил 605
единиц, что гораздо ниже пороговой величины (1000). Но люди - не манекены: удар
челюстью об услужливо подставленный обод руля как минимум оставит человека без
зубов. А то и без челюсти...
Когда голова `водителя` деформирует обод руля, баранка одновременно выбивает из
проема лобовое стекло - и оно уносится к бетонному кубу. А голова, продолжая
гнуть руль, еще и соскальзывает с него влево - контакт с баранкой нестабильный.
То, что мы, руководствуясь методикой EuroNCAP, закрасили голову схематичного
манекена-водителя красным, вполне соответствует реальному уровню безопасности.
Даже несмотря на относительно невысокие перегрузки. Напомним, что за каждую
`группу частей тела` (их четыре - голова и шея, грудь, бедра, голени и стопы)
присуждается максимум четыре балла. За отсутствие подушки безопасности `с
головы` снимается сразу 2 балла. Но и оставшиеся баллы `сгорают`, потому что
контакт головы с рулем нестабильный (минус балл), а смещение руля по вертикали
превысило допустимую величину (еще один балл пенализации). Без травм в случае
реального столкновения на скорости 64 км/ч водителю Нивы не обойтись!
ВАЗ-1922 "МАРШ" - вездеходное транспортное средство
с колесной формулой 4х4 на пневмоколесных движителях сверхнизкого давления, разработано и
изготавливается в ОАО "ПСА "БРОНТО" с использованием
узлов и агрегатов внедорожника "НИВА" 21213.
Оно предназначено для перевозки пассажиров и
груза во всех климатических зонах при температуре окружающего воздуха от -40
°С до +45 °С по любым грунтам, заболоченным участкам сыпучим пескам,
снежной целине, тундре без повреждения растительности и с преодолением вплавь
небольших водных преград.
Кузов ВАЗ-192200 установлен на раме УАЗ-469. На ней же размещены
коробка передач и подвеска двигателя. Два топливных бака емкостью 35 л.,
каждый установлены справа и слева на раме под порогами кузова.