Методика и технология социально-педагогической деятельности
План
Введение
1. Сущность понятий «методика», «технология»
2. Сущность и содержание педагогической технологии
3. Характеристика и структура социально-педагогических технологий
4. Специфика социально-педагогической технологии.
5.Формы и уровни социально-педагогических технологий.
Введение
В самом начале 1990-х годов в школах, а также в функционировавших тогда повсеместно детских клубах по месту жительства, домах и дворцах пионеров была введена должность–социальный педагог. Хотя была разработана квалификационная характеристика этого специалиста, установлены его должностные обязанности, педагогическая среда не сразу приняла педагога нового типа. Во многих школах должность социального педагога долго оставалась не занятой, поскольку педагоги не понимали, чем этот специалист должен заниматься.
Сегодня социальные педагоги работают в образовательных учреждениях, центрах помощи семье и детям, в детских домах, социальных приютах, в спецшколах для несовершеннолетних правонарушителей, в детских клубах, в школах-интернатах, досуговых центрах, центрах социальной реабилитации подростков. Становится все более очевидным, что социальный педагог нужен и в детских больницах и санаториях, и в медицинских реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями, и в наркологических диспансерах для несовершеннолетних, и в исправительных учреждениях, значительную часть контингента которых составляет молодежь, и во многих других учреждениях и организациях, которые уже существуют или появятся в ближайшем будущем в ответ на потребности активно развивающейся социальной сферы.
Таким образом, реальная и перспективная область профессиональной деятельности социального педагога чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разновидностей социально-педагогической деятельности, в зависимости от объекта, на который она направлена (учащиеся общеобразовательных школ, воспитанники детских домов, дети с ограниченными возможностями). И каждый из этих разных видов профессиональной деятельности социального педагога должен быть обеспечен соответствующими, адекватными содержанию работы методами, методиками, технологиями. В связи с этим встает необходимость разработать технологии социально-педагогической деятельности самой разной направленности. В настоящее время еще рано говорить о полной технологизации работы социального педагога. Однако по многим направлениям социально-педагогической деятельности уже вырабатываются определенные алгоритмы, формируются соответствующие технологии.
Для того, чтобы будущие социальные педагоги овладели знаниями и умениями, необходимыми для разработки социально-педагогической технологии и их творческого использования в практической профессиональной деятельности, они должны хорошо понимать, что такое технология. Они должны знать, каким образом технологии соотносятся с другими средствами педагогической деятельности, хорошо представлять, какие виды технологий существуют и какова их структура, как нужно выбрать из всех многочисленных технологий именно ту, которая позволит наиболее эффективно решить конкретную профессиональную задачу.