Основные положения и структура программы.
Цель программы - помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
Реализация программы потребует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих республику Татарстан.
Программа построена на следующих концептуальных положениях:
1.Когнитивная, эмоционально-аффективная, психомоторная и творческая сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры.
Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.
2.Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере.
Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.
3. Программа предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной, деятельностной сфер.
В основе воспитательной работы должна быть глубокая индивидуализация обучения и воспитания, развитие самостоятельности каждого ребенка, формирование «Я-концепции» (не путем «программирования», а прогнозирования и содействия формирующейся личности).
.Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество.
В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.
Программа «В мире национальных культур» включает четыре раздела:
1. В В Татарстане живут татары.
2. В Татарстане живут русские.
3. Татарстане живут чуваши.
4. В Татарстане живут удмурты.
Работа по каждому разделу реализуется через блоки. Их пять:
1). «Я познаю».
2). «Играем».
3). «Мы художники».
4). «Музыка».
5). «Мы трудимся».
Каждый блок имеет несколько подблоков, которые конкретизируют его содержание:
1.Блок «Я познаю».
Цель: Формировать у детей представления, знания краеведческого характера о различных республиках (Россия, Татарстан, Чувашия, Удмуртия).
Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.
Воспитывать интерес к национальной культуре, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.
Содержание:
Ознакомление с краеведческим материалом;