Особое место в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина занимают сказки, в них писатель рассказывает о русском обществе, о том, как жили люди в девятнадцатом веке.
Основная тема сказок “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” – взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых.
Сказка “Дикий помещик” начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету "Весть" Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Вся жизнь его состоит в том, что он нежит свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков, но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами... а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки...”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается в сказке. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?”) генералы, которых он вместо “говядин-ки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик!”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик!”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?”
В сказке использованы зоологические уподобления, они используются, чтобы показать отрицательные явления и людей в низком и смешном виде. Салтыков-Щедрин использует в своих произведениях остроумный приём сатиры - сравнение социальных пороков с животным миром.
В сказке «Дикий помещик» показан человек со звериными чертами: «И вот он одичал… весь он с головы до ног оброс волосами, словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… усвоил среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрёл»
Основной приём, который использует Салтыковым-Щедриным в сказке «Как мужик двух генералов прокормил», – приём антитезы. И об этом уже говорится в названии сказки: число “один” противопоставлено числу “два”, мужик – генералам. К противопоставлениям относится и антитеза “город–остров”. Речь идёт не просто о городе, а о Петербурге, своеобразном городе абсурда. Петербург представлен у Салтыкова-Щедрина как город уединённого (и разъединённого) существования людей. Мужик – человек, который “висит снаружи дома...”. Генералы жили на разных квартирах, общаться не могли (“Служили генералы в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме “Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности””). Таким образом, по представлению писателя, жизнь в Петербурге – образ недолжного человеческого существования, выходом из которого могла стать жизнь на острове.
Знакомясь с генералами, мы ничего не знаем об их индивидуальных качествах; по сути, перед нами один человек. Личностные качества начинают у них проявляться на острове, когда оба они пробуждаются ото сна.
Остров противостоит Петербургу. Именно на острове проявляются черты, отличающие одного генерала от другого: один растерялся; другой, напротив, призывает действовать, один из них “служил ещё в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее”.
До появления на острове генералы “слов никаких не знали, кроме “Примите уверение...””, то на необитаемом острове они рассуждают не только о конкретных предметах и явлениях (где север–юг, запад–восток, как еду “добывают”), но и философствуют о том, отчего солнце прежде всходит, а потом заходит, в самом ли деле было вавилонское столпотворение и потоп.
Сказке всегда характерен глубокий подтекст. Именно поэтому к сказке и обратился Салтыков-Щедрин. В них он высмеивает людские недостатки и пороки.
В сказках Щедрин выступает защитником народа и обличителем господствующего класса и использует для этого различные средства..
|