Четверг, 28.03.2024, 16:39
Главная
Мой профиль
Выход
ZVER.UCOZ.RU
| RSS
Меню сайта
Категории каталога
Анимации [50]
Картинки [52]
Видео [2]
Java-игры [62]
Java-приложения [4]
Flash [0]
EMS [103]
Рефераты [158]
Сочинения [7]
sdt [54]
SMS-реалтоны [15]
MP3-приколы [21]
Интересные программы [7]
Педагогика [3]
разное [20]
Мини-чат
500
Главная » Файлы » Рефераты

Шкала индивидуального развития
[ ] 20.03.2009, 20:31

Шкала индивидуального развития

Шкала индивидуального развития

 

Все вопросы, касающиеся будущего человечества, так же как и вопросы политики, затрагивают самые больные стороны человеческого бытия. Здесь, в принципе, невозможно доказать свою правоту или чью-либо неправоту, здесь не может быть правых и неправых, здесь могут быть только либо сторонники, либо противники. Поэтому, говоря о будущем планеты, я вовсе не претендую на истину в последней инстанции. Это моя личная точка зрения, которую подсказывает мне моя интуиция, и которая, как мне кажется, достаточно логично следует из аксиомы, что Земля есть живое существо. Единственный метод, которым я пользуюсь, древний, как сама жизнь, - это метод аналогий, вытекающий из принципа подобия.

Методом аналогий пользуется и вся наука, однако при этом всегда звучит призыв к осторожности в выводах, так как аналогии практически никогда не бывают полными, и многое приходится додумывать, а иногда и дофантазировать. Поэтому путем аналогий удобно строить гипотезы, но никак не научные теории. Однако именно с гипотез начинаются научные открытия. Так, например, теория эволюции является не более, чем гипотезой, одним из самых веских аргументом которой является тот факт, что эмбрион в своем развитии проходит стадии, соответствующие различным по сложности уровням организации жизни. Таким образом, мы приблизительно можем оценить весь эволюционный путь человека, что позволяет говорить о биогенетическом законе, являющемся биологической формулировкой принципа подобия, согласно которому онтогенез (формирование индивидуального человека) повторяет антропогенез.

Обычно на этом останавливаются. В отношении периодов жизни младенца после его рождения о биогенетическом законе вроде бы как уже не вспоминают, так как человек вливается в социальную среду и начинает развиваться по законам социума. Однако еще З.Фрейд и другие психологи пытались распространить биогенетический закон на психическое развитие личности, которое, как они считали, воспроизводит основные этапы развития культуры Давно подмечено, что ребенок проходит в своем развитии довольно четко размеченные фазы. Например известно, что ребенок, не научившийся говорить в период до трех-четырех лет, никогда не сможет освоить человеческую речь в полном объеме (феномен Маугли). В определенные периоды своей жизни человек становится агрессивным, сексуально активным, материально озабоченным и т.п. Похоже, что биогенетический закон иллюстрирует собой процесс накопления и использования информации о строении биосистем в ходе эволюции. Применив биогенетический закон к анализу поведения ребенка, можно не только понять его мотивации, но и точнее обрисовать глобальную человеческую историю.

Возникает вопрос: а нельзя ли с помощью этого же закона попытаться заглянуть в будущее? Ведь если существует алгоритм формирования человека, в чем мы абсолютно уверены по отношению к первым стадиям онтогенеза (эмбриогенез), то, может быть, в нем отражено и то, какими мы должны стать в конце концов? Может быть, среди нас найдутся и такие, кто уже давно опередил уровень “среднего человека” и даже добрался до самой вершины, если такая вообще имеется? Действительно, разные люди проходят за свою жизнь совершенно разные по сложности пути. Один заканчивает жизнь признанным мудрецом, глядя на другого, создается впечатление, что его менталитет “застрял” на пятнадцатилетней отметке и он, как мальчишка, рвется в драку, потрясая своими кулаками, третий так и не переступил пятилетнего возраста и навсегда остался ребенком. Анализируя эту картину, можно выявить определенные закономерности и построить своеобразную “шкалу индивидуального развития” (от слова scale - лестница) (рис.31), на которой каждый для себя сможет отметить точку своего присутствия, опираясь на простые слова Учителя, признанного народами: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” [Мф 6:19-21]. То есть нужно проанализировать свои ценности, и они сами скажут вам, где на этой шкале лежит ваше сердце.

 
Рис. 31
 

Хотелось бы сразу предостеречь от разного рода ранжирования людей на “развитых” и “неразвитых”. Эта шкала динамического роста. Ничто не сдерживает человека в его возможности сделать стремительный взлет, освоив тот или иной жизненный урок. Нередки и глубокие падения. В результате тот, кто кичился высотой своего духа может оказаться в самой глубокой пропасти, о чем красноречиво свидетельствует богатый опыт религиозных подвижников. Разве можно обвинять ребенка в том, что он недостаточно совершенен, он растет и изменяется, придет время и, возможно, он достигнет высот святости. Все мы дети в той или иной мере, жизнь - это наша школа, у каждого свои уроки, у каждого свой путь к вершине. Нельзя судить того, кто временно задержался на каком-то уровне, который дается ему почему-то наиболее трудно. Это прекрасные мгновения постижения мудрости. Но если он не сдался и все свои силы направил на преодоление препятствия, как знать, не устремится ли он после этого ввысь со скоростью птицы! История знает и такие случаи. Единственно, для чего может послужить шкала индивидуального развития, это знание того, какие перспективы впереди, чтобы человек не останавливался на достигнутом, считая, что пришел к вершине, даже если он обладает при этом максимальной энергией или могуществом. Эта энергия поможет ему устремиться вперед, но неразумно тратить ее на пустяки, почивая на лаврах.

Я далек от мысли, что та шкала, которую построил я, близка к совершенству. Может быть, кто-то проделает эту работу более удачно. Но мне кажется, что хотя бы в первом приближении она верна. Шкала эта лично у меня ассоциируется с человеческой фигурой, и основные метки расставлены примерно на тех же уровнях, где согласно восточным мистическим традициям располагаются основные чакры. Однако на этом сходство с чакрами полностью исчерпывается. Метки эти я расставлял чисто интуитивно. Поэтому я попросил бы воспринимать эту картинку лишь как запоминающуюся иллюстрацию, и ни в коей мере не соотносить ее с восточными учениями.

Только что родившийся ребенок очень близок к природе. Его существование целиком зависит от его инстинктов и от внешнего мира, главным представителем которого является его мать. Поэтому, как правило, он находится в гармонии с природой, он безгранично доверяет ей и живет в полном соответствии с мудростью, которую Бог утаил от мудрых мира сего, но открыл младенцам: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят” [Мф 7:7-8]. Сначала ребенок не обладает сознанием и в социальном смысле он эгоистичен, так как требует к себе много внимания. Однако он защищен природой, давшей людям инстинкт родительской любви.

Подрастая, младенец начинает понимать, что его окружают близкие люди, он учится любить ближних, сначала родных, затем друзей, знакомых и т.д. Особенно сильные уроки начинаются после достижения половой зрелости, когда человек познает любовь к совершенно чужому человеку, учится жить в мире с его родителями, рожает своих детей и познает первые шаги на пути ответственности. Человек попадает в суетный, крайне противоречивый мир тесных взаимоотношений друг с другом и учится отличать правду от лжи, добро от зла, познает, что такое справедливость, взаимовыручка, одновременно сталкивается с предательством, обманом, насилием. Поэтому одновременно это уровень физической силы, здесь же человек может вступить на путь агрессии, кровной вражды. Это очень богатый уровень, абсолютно чуждый эгоизма, человеческие интересы растворены в обществе окружающих его людей, без которых он не мыслит себя, ему скучно и неинтересно наедине с собой. Я назвал этот уровень ступенью семьянина, так как отношения кровного родства играют здесь наиболее важную роль.

Постепенно крепнет самостоятельность человека, чувство ответственности за тех, кто от него зависим. Ему надо кормить семью, зарабатывать на жизнь. Человек вступает на ступень труженика. Это не значит, что предыдущие ступени оставлены позади. Человек всю жизнь будет совершенствовать и оттачивать свои пройденные уровни. Это не значит, что до того, как он вступил на данную ступень, он не был тружеником. Но тот, кто познал ответственность, отлично понимает, чем отличается, например, труд ребенка, от труда главы семьи, на котором лежит груз забот. Для ступени труженика также характерен некоторый оттенок эгоизма, так как человек трудится вовсе не за даром, нужно принести домой хлеб насущный, накормить себя и тех, кто надеется на тебя. Иногда приходится отдавать все силы, что зачастую сопровождается психическим истощением, порождающем раздражение, гнев, агрессию. Человек, закрепившийся на этом уровне часто достигает высокого материального благосостояния, которое иногда превращается для него в самоцель, ради которой он готов бросить даже тех, ради кого он трудился все эти годы. Именно до этого уровня добралась наша цивилизация в основной своей массе, на этой ступени стоит “средний цивилизованный человек”. Хотя по крепнущим в мире патриотическим настроениям можно судить, что и на следующей ступени человечество имеет очень солидное представительство.

Если в человеке не ослабло стремление к совершенствованию, то даже имея солидный материальный доход, он начинает понимать, что существуют еще и ценности более высокого порядка. Например, всенародное признание дает человеку больше силы и энергии, чем целая гора золота. Стремление к известности, к славе, к власти - это те веревочки, за которые человеческая душа “вытягивается” на следующий уровень, чуждый эгоизма. Я назвал его уровнем героя, потому что, взойдя на эту ступень, человек, как правило, забывает о своих первоначальных мечтах о славе и признании и полностью отдает себя для служения людям, зачастую абсолютно ничего за это не требуя. В отличие от семьянина, герой даже не знает тех, ради кого он живет, все они слились для него в едином понятии - народ. Для того, чтобы быть героем, не обязательно закрывать грудью амбразуру, не обязательно покорять космос или открывать неизведанные тайны, нужно жить для народа и во имя народа. Огромное количество самых активных людей стоит на этой ступени. Это не значит, что все они несут людям благо. На этой же ступени стоит множество тиранов. Каждая ступень имеет свои светлые и темные стороны. Один идет по пути мира и любви, другой пытается вести народ к счастью “железной рукой”. Всех их объединяет одно - они хотят счастья для народа, но каждый из них по-разному понимает, в чем это счастье, и как к нему идти. Это еще не уровень Истины, это только середина пути.

Со временем человек начинает понимать суетность мирских ценностей. Мир противоречив, разумом его не познать. Ты хотел осчастливить народ, но он тебя отверг, или еще хуже, он поверил тебе, а ты завел его в пропасть. Но ты ведь хотел как лучше! Ты любил, а тебя предали. Ты возненавидел, а тебе простили всю боль, которую ты причинил. В чем истина? В чем смысл человеческого бытия? В поисках ответа человек уходит от мира, замыкается в себе, становится затворником, искателем истины. Для этого не обязательно запираться в монастырской келье, затворник - это особое состояние души, ищущей ответа на вечные вопросы. Этот уровень несет в себе отпечатки эгоизма, в поисках истины человек оставляет своих бывших соратников, друзей, родных. Однако его эгоизм лишен требовательности к людям, его основное требование - к себе. Потому что однажды человек понимает, что наибольшим препятствием на пути к истине является внутренняя дисгармония, вызванная отсутствием согласия с самим собой, со своей совестью. Поэтому человек начинает изменять себя, очищать свое тело от излишеств, мышление - от стереотипов, душу - от пороков. Многие на этой ступени становятся аскетами. Ступень эта очень сложна и во многом не изведана. Здесь человека поджидает огромное количество подводных камней. Кто-то углубился в дебри собственной психики, неосторожно затронул запретные механизмы, в результате оказался в лечебнице для душевнобольных. Кто-то открыл в себе интересные способности и возомнил себя “Божьим избранником”, все дальше скатываясь в одну из самых коварных “ловушек для души”. Итог, как правило, тот же - больная психика. Самая главная опасность, подстерегающая здесь человека, - это опасность возгордиться. Тогда падение неминуемо. Поэтому гордость считается матерью всех пороков, началом гибели души. Самое большое достоинство - смирение. Смиренному человеку не страшны ловушки затворничества. Но перед кем смиряться? Рано или поздно затворник приходит к тому, что миром правит Бог. Вот перед Ним он и смиряет свою гордыню. К Нему он стремится в поисках Истины. Там он видит ответы на свои вопросы.

В споре о том, существует ли Бог, мир разделился на две половины: верующих и атеистов. Я сам воспитывался в духе воинствующего атеизма. Однако с тех пор, как я стал заниматься вопросами происхождения жизни, я понял, что мы очень мало знаем о сути этого феномена, что жизнь гораздо сложнее и богаче, чем мы пытаемся ее представить, что иерархия жизни может быть прослежена не только “вниз” к простейшим организмам, но и “вверх” к надсистемам. Еще я понял, что теоретически ничто не запрещает существования личностного фактора надсистемы, частью которой я являюсь. Именно эту личность, я называю Богом-Отцом. Потому что благодаря Ему существую я. Еще я понял, что тысячелетиями люди чувствовали Его присутствие, но не могли своим ограниченным умом понять всей грандиозности этого явления. Поэтому в меру своих сил они фантазировали как могли, создавая Его образ в тех категориях, которыми располагали. Эти фантазии имеют очень мало общего с реальностью, и люди это тоже чувствовали, потому и родилась в богословии философия апофатизма, характеризующаяся отрицанием возможности познания Бога. Принцип дополнительности в современной науке в совокупности с теоремами Геделя также ставит запрет на однозначное понимание какого-либо феномена, претендующего на всеобщность. Мы даже не можем понять природу собственного разума. Мы можем только констатировать, что он есть. Судить о феномене гораздо более высокого порядка можно лишь с изрядной долей осторожности. И тем не менее вслед за горсткой ученых и просветителей прошлого, опьяненных первыми успехами механистической науки, претендовавшей на открытие всех механизмов природы, мы упрямо идем путем безбожия. А потом удивляемся, откуда наши проблемы? Есть Бог, или нет - это вовсе не вопрос знания или незнания, образованности или невежества (среди образованных людей масса верующих), это вопрос веры или безверия, и не более того. Пытаясь быть объективным, я могу привести массу доводов в пользу того, что Бог есть, такое же количество доводов я могу привести в пользу того, что Его нет. Только принцип дополнительности спасает меня от краха разума.

Человек, достигший ступени святости, по-видимому, настолько приближается к Богу, что начинает непосредственно ощущать его присутствие. Мы знаем о существовании резонансных явлений, или принципа когерентности, когда колебания в двух разных системах происходят в унисон, синфазно, или проще говоря, одинаково. Из слов Вольфа Мессинга, например, следует, что телепатом может быть каждый, нужно только настроится на конкретного человека, уподобиться ему, скопировать его манеры, движения, интонации, попытаться представить его внутренний мир, и у вас потекут те же мысли, что и у него. Может быть святые - это те, кто приблизился к богоподобию, настолько очистил свой внутренний мир, что смог настроиться в резонанс с верхней иерархией систем, то есть вышел на прямой контакт с “разумом” надсистемы. Если исходить из теории биополя, о которой шла речь в одной из предыдущих глав, то святым, вероятно, следует считать человека, чья структура наиболее близка к его биополевому эталону. Это тот, кто научился слушать и понимать голос своей глубинной сущности, которая является неотъемлемой частью неделимого биополя планеты, галактики, в конечном итоге Вселенной. Со стороны это выглядит так, как будто человек обладает мощнейшей интуицией, граничащей с всезнанием, о чем свидетельствуют те, кому выпало счастье общаться с такими людьми, учиться у них. В отличие от затворников, святые полностью лишены эгоизма. Они любят весь мир, они ощущают его, они отдают все свои силы, чтобы гармонизировать его. Это значит, что они приходят в мир как Учителя, несущие Истину, силу которой чувствуют те, кто находится рядом с ними, потому что уподобиться им, это значит приблизиться к самому Богу. И в то же время, это простые, очень тихие и скромные люди. Я убежден, что абсолютное большинство их умирает в безвестности. Известность и почет тяготят их.

Кто такой человекобог? Наверное это тот, кто, будучи святым, смог (или кому было позволено) перешагнуть последнюю грань, отделяющую его от Бога, который после этого отождествляет себя с духом Вселенной, чтобы без преувеличения сказать: “Я и Отец есть одно”. Их поведение должно быть абсолютно лишено какой-либо ошибки. То есть они абсолютно безгрешны. В то же время, оставаясь людьми, они не теряют своей индивидуальности, своего уникального Я. Существуют ли сейчас такие люди, я точно не знаю.

Таким мне видится путь восхождения человеческого духа, по которому в конечном итоге должна пройти вся цивилизация людей. Быть может, нашей техногенной модели цивилизации суждено погибнуть. Однако наступят новые времена, и уцелевшие остатки человечества, прошедшие отбор высшей иерархии, построят новый мир, учтя все наши ошибки. И так шаг за шагом, падая и поднимаясь, учась на собственных ошибках и обобщая опыт предыдущих поколений, человечество придет к предназначенной для него цели. Каким оно будет, не знает никто, может быть, даже сам Бог. Для того нам и дана свобода воли, чтобы мы своим свободным творчеством могли непредсказуемо украсить этот мир, чтобы порадовать этим своего Творца и все живое. Это закон эволюции - сочетать плановую предсказуемость, с непредсказуемой изобретательностью случая.

Поэтому, если уж строить модели устойчивого развития, нужно учесть, что иного направления, кроме как к богоподобию, у нас нет. Это значит, что впереди нас ожидает ступень затворника, очищающего себя покаянием, отвергающего материальные ценности ради накопления богатств более высоких материй. Это не значит, что все превратятся в монахов. Оставаясь семьянинами и тружениками, основная масса людей перейдет на уровень осознания первенства общенародных интересов над личными. Огромное количество людей взойдет на ступень поиска истины. Святые перестанут быть редкостью в нашем мире и станут признанными Учителями, чье мнение будет играть решающую роль в принятии решений, касающихся наших отношений друг с другом и с надсистемой. Тогда цивилизация станет гармоничной, так как обретет подобие с целостным фактором надсистемы, и на Земле вновь зашумят леса и наполнятся водами реки.

Подобные модели буквально “витают в воздухе”. Разные народы пытаются по своему экспериментировать, но изменить себя, оказывается, не так уж просто. Попытки как-то модернизировать сегодняшний мир обречены на неудачу. Нужны коренные революционные перемены, охватывающие в первую очередь наши души. И на конференции в Рио-де-Жанейро было четко подчеркнуто, что успех нашего перехода в новую жизнь возможен только в том случае, “если все слои общества во всех странах осознают безусловную необходимость такого перехода и будут ему всемерно содействовать”. Звучит как утопия, но иного будущего у нас нет.
Категория: Рефераты | Добавил: zver
Просмотров: 1034 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Рейтинг Сайтов YandeG
Отличный и бесплатный сайт! Заходите не пожалеете
MEGA-ToP-ТОП раскрутка раскрутка сайтов. Jimm, оформление - QIPmobile Ремонт ноутбуков в Киеве! Весь интернет в одном каталоге! Весь интернет в одном каталоге! Google-Add.com - Открытый Каталог Сайтов Топ 100 русскоязычных сайтов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCoz |