Очерк
Понятие «очерк» в качестве названия журналистских
публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя
существует мнение, что к его появлению причастен А. М. Горький,
который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал,
что исходным в определении текста, имеющего известную литературную
форму, как «очерка» является глагол «очерчивать»*.
Точность этого мнения установить трудно. Однако то,
что публикации, которые А. М. Горький называл «очерком», появились
отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно
этим «именем», сомнения не вызывает.
Среди родоначальников отечественного очерка
исследователи российской журналистики называют имена В. Г. Короленко
(«В голодный год»), А. П. Чехова («Остров Сахалин»), Г. И. Успенского
(«Разорение»), Н. В. Успенского («Без языка») и др. Немалое число
выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику,
например А. М. Горький, М. Е. Кольцов, Б. Н. Полевой, К. М. Симонов, А.
А. Бек, А. А. Аграновский, В. В. Овечкин, Г. Н. Бочаров и многие другие.
Очерк считается «королем»
художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его
— он один из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку
написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он
уверенно владеет разными методами отображения действительности,
существующими в его ремесле[1]. При подготовке очерка мало, например,
суметь найти подходящий предмет выступления, успешно собрать материал,
проанализировать его. Надо еще и соответствующим образом переосмыслить
информацию и воплотить ее в такую форму, которая будет признана,
действительно очерковой.
Сущность очерка во многом предопределена тем, что в
нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское
(аналитическое) начало. Причем «развернутость» репортажного начала
воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как
упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей
выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода.
Соответственно в ходе их применения создается или
преимущественно-художественная, или преимущественно-теоретическая
концепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепции
собираются или «перерабатываются» эмпирические факты. Именно
непроясненность названного обстоятельства долгое время служила
исходным моментом горячих споров о том, относить ли газетный
(журнальный) очерк к художественным произведениям или же — к
документально-журналистским.
Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного
метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если
предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуация, то
целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же
предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим
для выявления ее характера будет художественный метод, позволяющий,
так сказать, более естественным путем проникнуть в психологию личности,
без представления о которой трудно судить о достоинствах или
недостатках любого человека, в том числе и героя очерка.
Несмотря на то что во многих случаях (например, в
публикациях широко известного в недалеком прошлом талантливого
очеркиста — известинца Анатолия Аграновского) аналитическое,
исследовательское начало в очерках является ведущим, все же
представление об очерке в основном связано с существованием в нем
«репортажного» начала (применением художественного метода). Не
случайно, например, в немецкой журналистике (как уже говорилось выше в
разделе, посвященном репортажу) очерковые материалы называются
«репортажами» («reportage»).
Конечно же, зная это, нельзя забывать о том, что
«интенсивность» применения художественного метода в создании
публикаций очеркового плана в каждом конкретном случае может быть
очень разной. Это, разумеется, сказывается и на уровне
художественности того или иного очерка. Один полюс очеркового спектра
может быть (в этом плане) представлен текстами сугубо документальными,
основанными на конкретных фактах. Противоположный же — текстами,
которые примыкают к собственно художественному творчеству (вспомним
очерки классика отечественной публицистики Валентина Овечкина). Между
этими полюсами бытует огромное количество очерковых публикаций,
соединяющих в себе документально-фактологическое и художественное
начала в самых разных их «пропорциях».
Современному очерку чаще всего свойственна
документальная насыщенность, часто — в ущерб художественности. Это,
очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические
события, о которых сообщает очеркист, часто настолько драматичен,
сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько
заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание
читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых
интересных художественных произведений. В этом случае потребность в
интенсивной художественной переработке исходной информации нередко
становится излишней. Портретный очерк
Предметом такого очерка выступает личность. Суть
публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории
определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу,
журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое
главное — показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит
смысл своего существования[2]. Ибо это является исключительно важным
моментом в жизни каждого человека.
Знание «смыслов жизни», которым служат герои
публикаций, необходимо читательской аудитории для того, чтобы сверить
свои цели с целями других людей, что в известной мере помогает ей
ориентироваться в этом мире и, возможно, корректировать свои действия,
образ жизни и пр. Однако простое сообщение автора о том, что какой-то
Дмитрий Михайлович исповедует такие-то ценности, идеалы, вряд ли
по-настоящему заинтересовало бы аудиторию. Гораздо интереснее и часто
важнее, необходимее ей знать — как он отстаивает эти ценности, какие
трудности преодолевает, борясь за них? Описание этой борьбы, действий,
поступков как раз и называется показом или раскрытием характера героя.
В удачном портретном очерке характер героя дается,
как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно
обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит
некие неординарные трудности, обладает драматическим характером.
Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя,
его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения
достижения цели, качеств. В том же случае, когда такой «участок» на
жизненном пути героя обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать
на создание интересного материала.
Хотя талантливый очеркист может найти нечто
интересное и в такой ситуации. Он может, например, эффектно
использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям (т.е.
включить подходящий интересный материал из своего прошлого опыта) и
т.д. и т.п. К сожалению, довольно часто авторы, пытающиеся написать
портретный очерк, не находят ничего лучшего, кроме как представить
читателю ряд нанизанных на какую-то связующую мысль описаний заурядных
действий героя. А иногда журналист поступает еще проще — кратко
пересказывает биографию своего героя. Конечно, все это дает
определенное представление о человеке, заинтересовавшем автора, но не
всегда подобную публикацию можно назвать портретным очерком.
Настоящий портретный очерк возникает в результате
художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование
разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.),
т.е. в результате выявления характера героя. Пример — портретные очерки
М. Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах
современной российской прессы довольно не просто.
Большинство портретов известных людей —
предпринимателей, экономистов, банкиров, политиков и других деятелей
возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их
биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик. Проблемный очерк
Предметом отображения в очерках такого типа
выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и
следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции
проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических
жанров, как статья. Причиной такого сходства выступает прежде всего
доминирование в ходе отображения проблемной ситуации
исследовательского начала. Как и в статье, в проблемном очерке автор
выясняет причины возникновения той или иной проблемы, пытается
определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения[3]. Это,
естественно, предопределяет многие черты выступления, независимо от
того, к какому жанру мы бы ни пытались его отнести.
В то же время проблемный очерк всегда можно
достаточно легко отличить от проблемной статьи. Наиболее важное
отличие состоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной
ситуации никогда не представляется, так сказать, «в голом виде», т.е.
в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов
и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает
как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их
достоинствами и недостатками. На поверхности той или иной
деятельности, которую исследует очеркист, проблема очень часто
проявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения
интересов людей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может
добраться до сути проблемы.
При этом наблюдение за развитием конфликта в очерке
обычно сопровождается всевозможными переживаниями как со стороны
героев очерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть
происходящего, журналист часто привлекает всевозможные ассоциации,
параллели, отступления от темы. В очерке — это обычное дело, в то время
как в проблемной статье они неуместны. Написать проблемный очерк, не
разбираясь в той сфере деятельности, которая в нем затрагивается,
невозможно. Лишь глубокое проникновение в суть дела способно привести
автора к точному пониманию той проблемы, которая лежит в основе
исследуемой ситуации, и соответствующим образом описать ее в своем
очерке[4].
Путевой очерк
Путевой очерк, как и некоторые другие журналистские
жанры (например, заметка, отчет, корреспонденция, обозрение),
относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших
становление журналистики. Очевидно, это объясняется тем, что подобная
путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не
первой в художественной литературе[5]. А поэтому являлась хорошо
освоенной, что и помогло ей быстро закрепиться на страницах
периодической печати, как только та возникла.
Авторами, прославившими путевой очерк как жанр
российской литературы и журналистики в XIX в., стали А. С. Пушкин
(«Путешествие в Арзрум»), Н. И. Новиков («Отрывок путешествия в
И***Т***»), А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»), А.
А. Бестужев («Поездка в Ревель»), А. П. Чехов («Остров Сахалин»), И. А.
Гончаров («Фрегат «Паллада»). Много прекрасных путевых очерков было
создано публицистами советского времени, например И. А. Ильфом и Е. П.
Петровым, И. Г. Эренбургом, М. А. Шагинян, М. Е. Кольцовым, Ю. Смуулом,
В. В. Маевским, В. М. Песковым и другими журналистами[6].
Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей
мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово
«авантюра» — «приключение»). Подобная авантюрность задается самим
характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк
представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с
разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого
путешествия (поездки, командировки и пр.), то и сюжет очерка отражает
собой последовательность этих событий, происшествий, встреч,
являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста.
Разумеется, хороший путевой очерк не может быть простым перечислением
или изложением всего, что автор увидел в течение своей поездки. Да и
опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить то
издание, для которого готовится очерк. Так или иначе, но очеркисту
приходится отбирать самое интересное, самое важное. Что посчитать
таким самым интересным и важным — зависит от того замысла, который
складывается у него в ходе путешествия. Разумеется, замысел может
возникнуть и задолго до творческой поездки. Исходным материалом для
него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так и
полученная вновь информация из тех же газет, журналов, радио и
телевидения. Но не исключено, что журналист получит определенное
задание от своего редактора или замысел возникнет под воздействием
каких-то иных факторов (скажем, в результате участия журналиста в
какой-то политической акции). Как и в ходе подготовки любого
серьезного и объемного материала (а путевые очерки именно такими и
бывают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этот
замысел может быть скорректирован или даже кардинально изменен — все
зависит от характера той информации, которая попадет в распоряжение
журналиста.
Именно на этот полностью сформировавшийся замысел
или, как его еще по-иному называют, основную идею будущего
произведения и должны работать все собранные автором в ходе
творческой командировки факты и впечатления. Если же они выходят за
рамки такого замысла, то их приходится оставить в журналистском
блокноте.
Путевые очерки могут преследовать самые разные цели.
Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных
городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна
проблема (например, как государство заботится об инвалидах). Он может
поставить перед собой и цель иного плана, например исследовать, как
население разных городов проводит свободное от работы время, какое
хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняются памятники
культуры на том маршруте, которым он следует. Или он может встретиться
с проживающими в населенных пунктах, через которые проезжает,
участниками Великой Отечественной войны, имеющими звание Героя
Советского Союза или являющимися полными кавалерами ордена Славы.
Таких целей существует бесконечное множество. В результате их
реализации могут появиться самые разные по содержанию путевые очерки.
В любом случае журналист должен уметь использовать те преимущества,
которые предоставляет ему путевой очерк. И прежде всего — сам факт
своего перемещения «во времени и пространстве», с тем чтобы придать
очерку динамичную форму, чтобы позволить читателю почувствовать все
напряжение и «прелести» путешествия и сделать его тем самым
«соучастником» своей командировки, своего поиска.
|