...Во второй полвине 50-х
годов было принято говорить и писать осоревновании в космосе между Советским СоюзомиСША.
Прошлигоды, титула "космических
держав" удостоились Китай, Франция, Индия, на околоземных орбитах побывали
представители многих стран, пока еще необладающих собственными ракетами илимногоразывыми кораблями.Вместе с
тем увеличивается и число членов международного" космического клуба" . В частности,к вступлению в него уже подготовилась и
Германия.
В 20-егоды мир переживал своего
рода космический бум. Один за другимвыходили романы о межпланетных путешествиях (вспомните хотябы "Аэлиту"
А. Толстого), возникали общества исследователей других планет, в газетах
появлялись сенсационныеизвестияизвестия о таинственных световых сигналах,
якобы присланных с Марса, о пришедших ниоткуда радиособщениях, никак не
поддающихся расшифровке.
Во многих странах инженеры и изобретатели принялись эксперементироватьсракетнымидвигателями,работавшими на твердом и жидком топливе. В
нашей стране этим занимались Ф. Цандер и С. Королев, в США - Р. Годдард, в
германии - И. Венигер и Г. Оберт.
Однако вскоре ажиотаж вокруг космоса и реактивной техники сменился
покрытыми мракомсекретностиработами над новыми видами вооружений, авиационных
моторов.Уже в 1938-1941 годах состоялисьпервыеполеты опытныхлетательных аппаратов в Германии, Италии и
СССР - с реактивными двигателями. В нашей стране были сосданы реактивныесистемызалпового огня для Красной Армии и реактивные снаряды для авиации.
В нацисткое Германии в 1943 году под руководством В. фон Брауна
создалиодноступенчатуюбаллистическую ракету А-4 (она же "Фау-2")
массой 12,9 тонн. Она преднозначалась для бомбардировки Лондона и других
крупных промышленных центров с дистанции 260 км.
После войны некоторые образцы ракетного оружия, научныематериалы, виднейшиеспецифлисты, в том числе и фон Браун оказались
за океаном, в США. Что же касается ФРГ и ГДР, то там хоть и занимались
исследованиями космоса, но ничего даже отдаленно напоминающего баллистические
ракеты не было создано. И первые немецкиекосмонавты на околоземные орбиты на советском "Союзе" и
американском "Шаттле".
Лишь сравнительно недавно стало известно, что в ФРГ вовсю идут
исследования и практические работы над аэрокосмической системой
многоразовогоприменения.Специалистыконцерна "Мессершмитт - Бельков - Блом" в 1986 году остановились
"на концепции, в основе которой были труды одногоиз пионеров
космонавтики, профессора Ойгена
Зенгера (1905-1964)". Видимо прежде чем рассказывать об этом проекте,
который в некоторых чертах схож с американским кораблем многоразового
применения "Шаттл" и советским "Бураном",стоит вспомнить,кто такой Зенгер и почему он считается
"отцом немецкой космонавтики".
Закончив курс в 1923-1929 годахввысшихтехнических школах Граца и Вены, этот молодойавстриецещепять лет проработал
ассистентом в последней, потом перешел в Ракетный научно-исследовательский
институт вТрауне. В годы второй мировой
войны Зенгер работал над совершенствованием планеров которые, кстати, с 1939
года весьма широко применялись немцами в десантных операциях.
Одновременно он, как и многие авиаконструкторы и двигателестроители в
Германии и других воюющих странах, трудился над реактивными авиамоторами,
которые обещали военным самолетам невиданные скорости. Один из них, тягой в 2,4
тыс.л.с,
был установлен на выделенном для экспериментов
бомбардировщикеДо-217фирмы "Дорнье", но в серийное
производство не пошел.
В 50-е годы Зенгер много и плодотворно работал в
научно-исследовательских учережденеях ФРГ, специализирующихся на ракетной
тематике. Его избирали президентом Международной астронавтическойфедерации и Немецкого общества ракетной
техники и межпланетных полетов в Штутгарте. Перу профессора принадлежаткапитальные труды по космонавтике, например,
"Ракетная авиатехника", "К механике фотонного реактивного
двигателя".Заслуги О. Зегнера были
высоко оценены как соотечественниками, дважды наградившими его медалью Г.
Оберта, так и иностанными коллегами. В СССР он удостоен мепдали Ю. Гагарина.
Именем Зенгера назван один из кратеров на обратной стороне Луны.
Ну а теперь поговорим о его идеях, которыми воспользова-лись инженеры
"Мессершмитт - Бельков - Блом". Начнем с того, что ещев1931году Зегнер, тогда еще
начинающий физик, спроектировал и построил в мастерских Венского университета
реактивный двигатель с оригинальной сферической камерой сгорания диаметром 50 мм и сщплом длиной 254 мм. Весьма своеобразно
была решена им проблема охлаждения - остуженное топливо сначала проходило через
наружную рубашку камеры сгорания,
отнимаяее тепло, и только после этого попадало в
камеру, где и смешивалось с газообразным или распыленным окислителем -
кислородом. Двигатель неоднократно испытывался на стенде причем он безотказно
работал по 15 с, а однажды и полминуты, развивая солидную по тем временам тягу
для опытного образца - 25 кгс.
...Вскоре после "аншлюса" - захвата Австрии нацистской
Германией, в 1938 году, Зенгер вместе стеоретиком И. Бредтом приступил к
созданию математической модели перспективного,
сверхдальнего и сверхскоростного
стратегического бомбарди-ровщика, завершив ее к 1942 году.
По их замыслу, гиперзвуковой реактивный самолет взлетной массой 100т. ,
длиной 28м , с крылом размаха 15м должен был взлетать с обычного аэродрома с
помощью мощного ускорителя - реактивнойтележки.Послестарта машина разгонялась до скорости 6км/с,
одновременноподнимаясь на высоту 160км,
чтобы затем перейти в планирующий полет по пологой траектории, время от времени
как бы ныряя в плотные слои атмосферы, чтобы, оттолкнувшись от них, взмыть в
стратосферу. Уже пятый "нырок" бомбовоз совершил бы в 12,3 тыс.км от
своего аэродрома, девятый - в 15,8 тыс.км.Взаданной точке экипаж должен
был сбросить на цель 300кг бомб, затем опуститься до высоты 40км и планировать
к посадочной площадке, чтобы огромная машина коснулась бетонки на скорости
145км/ч. При необходимости бомбовоз мог проделать вверхних слоях атмосферы и беспересадочный
полет вокруг земли.
Специалисты "Мессершмитт - Бельков - Блом" и создали концепцию
многоразового орбитального аппарата, воспользовавшись
рядом идей Зенгера: системой
охлаждения камеры сгорания силовой установки криогенным топливом, гиперзвуковым
носителем орбитального космолета с планирующим возвращением того и другого на
обычный аэродром.
...Это будет, наверное космическая "Одисея" по-немецки. На
одном из крупных германских аэродромов обслуживающий пер
соналзавершиттщательный
предполетный осмотр двухкилевого сомолета "Зенгер", на первый взгляд
напоминающего сверхзвуковой авиалайнер со стреловидным крылом, только без
обычных илюминаторов по бортам. На "спине" у него примостится
короткокрылый самолет-бесхвоска "Хорус" весм более 23т.
Экипаж занимает места, включает мощные двигатели, "этажерка"
вырулевает на взлетную полосу, останавливается, пропуская только что
приземлившийся рейсовый авиалайнер. "Полный газ", машина отрывается
от бетонки и начинает набирать высоту и скорость.
Первое время ее силовая установка работает подобно обыч-ному
турбореактивному двигателю. Но после того, как скорость "Зенгера"
достигает 3,5 М,
ее переведут на режим более выгодного в таких условиях прямоточного
воздушнореактивного. Наконец стратоплан разгонится до намеченной скорости и
поднимется на 31-37км. Там согласно программе полета произойдет расстыковка
комплекса. "Зенгер" пойдет на снижение, чтобы совершить посадку на
том же аэродроме.
А "Хорус" устремится ввысь, на околоземную орбиту. Там
исследователи приступят к выполнению научных программ, запуску искусственных
спутников, а то исполнят роль космического такси, доставив на будующую орбитальную
станцию, которую сейчас создают в странах Западной Европы, сменный экипаж или
3,3т приборов и оборудования, забрав приготовленные астронавтами материалы.
Одновременно с "Хорусом" немецкие конструкторы проектируют
анологичный по устройству, но непилотируемый космоплан "Каргус". За
счет экономии на местах для пилотов и системах жызнеобеспечения масса полезной
нагрузки будет достигать 7,5т.
Выполнив задание,космолет опустится в плотные слои атмосферы и подобно
"Зенгеру" спланирует на посадку.
Орбитальный полет немецкого челнока состоится еще не скоро. Пока же
специалисты заняты выполнением первого этапа научно-исследовательских работ.
Самую значительную сумму на него - 220 млн. марок - выделило Федеральное
минестерство научно-исследовательских и технологических разработок, еще 86 млн.
- Германский научно-исследовательский институт авиации и космонавтики, 30млн.-
Немецкая аэрокосмическая промышленность. Ряд заданий по проекту
"Зенгер" выполняют фирмы-подрадчики, различные научные и
исследовательские учереждения и университеты, в частности Аахена, Брауншвейга,
Мюнхена и Штутгарта.
Уже проводятся изыскания в области аэродинамики. В ближайшее время
намечено создать базисные технологии и новые материалы, чтобы затем на их
основе спроектировать, изготовмть и испытать прототипы силовых установок,
навигационного оборудования и других систем, устройсв и агригатов. При этом
немецкими обозревателями не раз подчеркивалась, что перспективная техника и
технологии найдут применение не только в аэрокосмическом проекте, но и в
авиационной промышленности, да и в других отраслях экономики. Иными словами.
заранее предусмотрено то. что у нас поспешили бы окрестить конвесией
аэрокосмического комплекса в интересах народного хозяйства.
...Приоритетными разработками концепции "Зенгер" считаются
двухступенчатая схема носителя и орбитального космопланаоба многоразового
применения, комбинационный двигатель первой ступени, работающий на сжиженном
водороде и расчитанный на эксплуатацию в двух режимах, и ракетная установка
второй ступени.
Работы над воздушно-реактивным прямоточником концерн "Мессершмитт -
Бельков - Блом" начал летом 1988 года, а в декабре уже провел стендовые
испытания прототипа. Его диаметр не превышает 350мм, тогда как у
"настоящего" достигнет полутора метров. Исследователи моделировали
скорость 4,7 М,
одновременно изыскивая оптимальную форму камеры сгорания.
Кстати, у прототипа она
охлпаждалась пластмассовым кожухом, а в будущей силовой установке решено
воспользоваться идеей Зенгера: перед тем как поступить в камеру сгорания,
охлажденное до 230°C
горючее пройдет по сети трубопроводов, пронизывающих ее тонкостенную оболочку,
чтобы темпиратура внутри не привышала плюс 1700°С. Как рассчитывают немецкие
специалисты, непрерывно охлаждаемая силовая установка станет меньше
изнашиваться от перегрева.
После первого было еще четыре десятка эксперементальных пусков
прототипа, и все прошли вполне благополучно. Например
7 июля 1990 года его вывели на
режим, сответствующий реальному полету будущего "Зенгера" на высоте
20 тыс. м со скоростью, равной четырем звуковым, при этом тяга составила около
тонны. Реактивные двигатели космоплана также будут поглощать экологически
чистый водород.
...После того как появятся прототипы других систем "Зенгера",
изготовят гиперзвуковой экспериментально-технологический самолет
"Хитекс".
По мнению немецких экспертов, аэродинамический комплекс
"Зенгер" позволит ученым проводить работы в околоземном пространстве,
изучая, осваивая, а потом, как подчеркивали представители акционерного общества
"Дойче Аэроспейс" на аэрокосмической выставке в сентябре 1990 года,
"и эксплуатируя его".
"Система самолетного типа с горизонтальными стартом и посадкой,
оснащенная воздушными водородными двигателями, представляет собой на
сегодняшний день наилучшее решение названной проблемы", - считают
специалисты "Мессершмитт - Бельков - Блом" и "Дойче
Аэроспейс".
Немецкие ученые и инженеры полны надежд, что будующий комплекс окажется
выгоднее не только не только француской
ракетной системы
"Ариан", с помощью которой думают забрасывапть на орбиту корабль
многоразывого применения "Гермес", но и тех устройств, которые
обеспечивают старты "Шатла" и "Бурана". Имеются в виду
связки рактных ускорителей и сверхмощные ракетоносители. Видимо, не случайно
англичане заинтерисовались советским транспортным самолетом Ан-226
"Мрия",
чьи качества позволяют им
удешевить доставку в околоземное пространство своих возвращаемых аппаратов
"Хотол". По крайней мере, договоренность между специалистами Англии и
СССР в этом отношении уже достигнута.