Среда, 24.04.2024, 03:19
Главная
Мой профиль
Выход
ZVER.UCOZ.RU
| RSS
Меню сайта
Категории каталога
Анимации [50]
Картинки [52]
Видео [2]
Java-игры [62]
Java-приложения [4]
Flash [0]
EMS [103]
Рефераты [158]
Сочинения [7]
sdt [54]
SMS-реалтоны [15]
MP3-приколы [21]
Интересные программы [7]
Педагогика [3]
разное [20]
Мини-чат
500
Главная » Файлы » Рефераты

Определение и понятие «научная школа»
[ Скачать с сервера (57.5 Kb) ] 18.02.2009, 11:18

Определение и понятие «научная школа». Науковеды различают несколько социальных форм организаций научных сообществ. Сам термин «научная школа» многозначен.

Анализ понятий показал, что на сегодняшний день используются три категории понятий «научная школа», это:

  формальное объединение, организация научно-образовательного плана различного статуса;

  исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому-либо структурному подразделению вуза или исследовательского института;

  направление в науке, объединившее интересы группы исследователей.

Стержневым элементом формирования научной школы является социально и научно значимая исследовательская программа, охватывающая предметно-логические, научно-социальные, личностно-психологические и организационно-экономические компоненты.

Таким образом, научная школа – это интеллектуальная, эмоционально-ценностная, неформальная, открытая общность ученых разных статусов, разрабатывающих под руководством лидера выдвинутую им исследовательскую программу. Существенным признаком научной школы является то, что одновременно реализуются функции производства, распространения, защиты научных идей и обучения молодых ученых.

Приведенное определение практически полностью соответствует определению научной школы, закрепленному в Положении о грантовой поддержке этих школ на уровне Правительства РФ: «Научные коллективы, завоевавшие известность высоким уровнем исследований в достаточно широком научном направлении (ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002–2006 годы»), устойчивостью научной репутации и традиций, преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высокой квалификации».

Основные характеристики научной школы. В соответствии с определением, основными характеристиками научной школы являются:

  известность;

  высокий уровень исследований, их оригинальность;

  научная репутация;

  научные традиции;

  преемственность поколений [3; 4; 5].

Немаловажный признак в отношении характеристики научной школы это то, что она (деятельность школы) проверяется временем. Временной фактор очень важен.

Учитывая перечисленные характеристики, следует отметить, что не каждый научный коллектив вуза может претендовать на звание научной школы и тем более ведущей научной школы.

Во-первых, коллектив  должен выполнять все функции научной деятельности: производство знаний (исследование), их распространение (коммуникацию) и воспроизводство – как знаний, так и самого научного сообщества.

Во-вторых, объединение должно обладать основными признаками научной школы:

1) минимальный цикл, позволяющий фиксировать существование школы – это три поколения исследователей (основатель, последователь-преемник, ученики преемника);

2) наличие лидера – крупного ученого, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом;

3) сохранение в научной школе атмосферы творчества, общей программы исследований и подхода к изучаемым проблемам;

4) формирование и постоянное пополнение группы последователей лидера, поддерживающих с ним контакты, разделяющих ценности и традиции школы, способных к самостоятельному поиску.

В-третьих, научную школу можно рассматривать как неформальное творческое содружество исследователей разных поколений, сплоченных общим стилем исследовательской деятельности и добившихся значительных научных результатов.

Научная школа отличается от научного коллектива рядом признаков. Во-первых, тематика исследований в школе более однородна, чем в лаборатории или отделе. Во-вторых, коллектив научной школы подразделяется по своим деловым качествам на «генераторов» идей, «эрудитов», «критиков», «организаторов» и т.п. В формальном коллективе деление специалистов осуществляется по должностям. В-третьих, в процессе воспроизводства поколений ученых в школе научным руководителем молодых исследователей является ученый, представитель данной школы, тогда как в научной лаборатории или отделе руководителем может быть ученый и не принадлежащий к данной организации. В-четвертых, в школе происходит постоянный процесс накопления и структуризации научного знания, тогда как в формальном коллективе знания, если они даже получены, не структурируются из-за распыленности тематики [5].

Для научной школы характерна единая научная идеология ее участников, чего не требуется в научных лабораториях. Научная школа играет основную роль в проведении собственно научных исследований, в разработке сложных научных проблем, в получении нового научного знания, в формировании ученых – профессиональных научных работников. С другой стороны, коллектив научного подразделения имеет преимущество при выполнении «накатанных» научных работ, работ аналитического плана, безрисковых прикладных исследований.

Когда говорится о научной школе, то подразумевается, что в рамках этой школы воспитан не один доктор наук. Безусловно, в рамках научной школы идет активная научная работа, связанная и с аспирантурой, и с подготовкой кандидатских диссертаций, и с проведением конференций. Но при этом необходимо соблюдать два важных условия: должны наличествовать основоположник школы – известный ученый, длительно работающий в этом направлении, и несколько докторов наук, выросших в данном коллективе.

Научное направление определяется как совокупность исследователей, которые при всех возможных расхождениях разделяют общие взгляды на проблемную область. В русле одного научного направления могут развиваться несколько научных школ. Например, в ядерной физике школы М. Склодовской-Кюри, Л. Мейтнер, Э. Резерфорда. И, наоборот, из плодотворной деятельности научной школы могут вытекать несколько научных направлений. Например, школа русского ботаника А.Н. Бекетова  способствовала зарождению научного направления – географической ботаники [5].

Когда же говорится о научном направлении в формальном аспекте, то, опять же, имеется в виду, что руководитель данного научного подразделения – доктор наук. В рамках научного направления кафедры научные исследования завершаются, как правило, кандидатскими диссертациями. Когда речь идет о работе над научной проблемой, то, с формальной точки зрения, аспирантуры, подготовки кандидатских диссертаций не требуется, достаточно публикаций, выступлений на конференциях, семинарах. Такой количественный параметр, введенный в понятия «научная школа», «научное направление», «научная проблема», получил поддержку многих руководителей вузов, кафедр и факультетов [3; 4; 5].

Научная школа и научный коллектив не должны противопоставляться друг другу, их оптимальное сочетание должно быть основой для структурной организации науки.

Вопрос идентификации научных школ. По-прежнему представляет сложность вопрос идентификации научных школ. Науковеды выдвинули более десяти дефиниций научных школ. Часто идентификация научных школ сосредоточена на анализе потока авторефератов кандидатских и докторских диссертаций. Способ правомерен, поскольку выявляет отношения «учитель–ученик», но недостаточен. Способ эффективен, поскольку прост – позволяет получить конкретные результаты в виде числа диссертаций, защищенных в рамках научных интересов лидера и, помимо этого, позволяет использовать формальные показатели идентификации, например, цитируемость трудов руководителя в диссертациях учеников и не требующий дополнительной информации из сферы логического анализа, например, выявления общих научных ценностей, которых придерживаются члены школы.

Категория: Рефераты | Добавил: zver
Просмотров: 3248 | Загрузок: 217 | Рейтинг: 3.8/4 |
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Рейтинг Сайтов YandeG
Отличный и бесплатный сайт! Заходите не пожалеете
MEGA-ToP-ТОП раскрутка раскрутка сайтов. Jimm, оформление - QIPmobile Ремонт ноутбуков в Киеве! Весь интернет в одном каталоге! Весь интернет в одном каталоге! Google-Add.com - Открытый Каталог Сайтов Топ 100 русскоязычных сайтов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

| Copyright MyCorp © 2024 | Сайт создан в системе uCoz |